Внимание государственных структур к сфере детского туризма постоянно возрастает, однако, перманентная и системная работа по развитию туризма, как средства воспитания и образования учащихся, практически не ведется. По официальной статистике, в 2016 году в лагерях отдыхали менее 20% детей, большинство из них провели лето в дневных лагерях, которые не способны обеспечить полноценный отдых, оздоровление и воспитание [28].
Школьный туризм регулируют десятки ведомств, однако, нет единого координирующего органа. Препятствиями для развития отрасли в сложившейся ситуации являются отсутствие четкой нормативной базы, а также нерациональное использование материальных средств. Для организации школьного похода необходимо оформить до 20 различных документов. 16 миллионов детей школьного возраста в России – весомая цифра, требующая особого подхода. В качестве возможного пути решения проблемы может быть предложено развитие комплекса организаций – центров дополнительного образования туристско-краеведческой направленности на региональном и муниципальном уровне.
В ходе подготовки выездов детей организаторам необходимо учитывать государственные стандарты в сфере детского отдыха. Например, в таких программах для трансфера не рекомендуются автобусы дальнего следования, так как маршрут должен проходить через проверенные и оборудованные стоянки, а также точки питания. Автобусные перевозки регламентируются Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». Данный документ вызвал неоднозначную реакцию организаторов поездок – пункт «4» запрещал перевозку в снег, дождь и темное время суток [34]. Снятие подобных ограничений даже без привлечения дополнительного финансирования способно в несколько раз увеличить численность детских туристских групп.
В качестве факторов, положительно влияющих на развитие школьного туризма, можно отметить создание системы образовательных маршрутов, воспитывающих уважение к родной культуре, патриотизм и экологическое сознание. Считаем подобные маршруты одним из приоритетных путей развития детского туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Возникают причины, значительно замедляющие развитие школьного туризма, рассмотрим их подробнее. Подобные противоречия можно разделить на внутришкольные и внешкольные. Одни из самых весомых проблем любого вида туризма в России – частичное или полное отсутствие инфраструктуры, соответствующей балансу цены и качества, старый автобусный парк, нехватка специалистов и инвестиционных программ.
Весомой причиной является Административно-командная система (АКС), которая оказывает пагубное влияние на развитие сферы школьного туризма. Гипертрофированная централизация привела к отлучению социума от задач и нужд школы.
Остановимся на трех элементах АКС, которые по отношению к школьному туризму имеют, на наш взгляд, наиболее отрицательное влияние [9, с.141]:
· отчуждение от творчества;
· уравнивание в оплате труда;
· урокоцентризм.
1. Отчуждение от творчества
Утверждение АКС приводит к спаду активности и педагогического творческого подхода учителя. Централизуется мышление, мнения, взгляды, оценки предметов и явлений, форм и методов работы. Подходы управляющих органов к вопросам обучения и воспитания становятся единственно верными, школа загоняется в рамки санкционированных образов. Распоряжения руководящего состава часто не соответствуют реальной ситуации развития, поэтому часто не могут быть исполнены.
Подобная ситуация имеет место и в сфере школьного туризма. Ввод системы обязательных форм работы, связанной с туристско-краеведческой деятельностью школьников, а также иные решения и приказы не всегда дают положительный результат. С одной стороны, система АКС внедряет в педагогический процесс принципы моральной, творческой и профессиональной заинтересованности педагога в школьном туризме, но одновременно перекрывает развитие творческого подхода.
2. Уравнивание в оплате труда
Оплата труда учителя не соответствует качеству и количеству выполняемой работы. Учителя не способны вести туристско-краеведческие кружки в каждом классе, более того, текущая оплата их труда не поощряет их деятельность в развитии туризма.
Иным аспектом отрицательного финансового положения школьного туризма является материальный ущерб учителя от проведения поездок и походов. Расходы на отдельные виды трансфера или экскурсионного обслуживания могут быть небольшими, однако их учителю не компенсируют. Собственные билеты учителя часто не предусмотрены школьной сметой.
В таких условиях наблюдается несоответствие финансовых возможностей и желания органов управления развивать и популяризировать школьный туризм, включать его в обязательную часть системы внеурочной воспитательной работы.
3. Урокоцентризм
В педагогике приоритетное значение получило накопление знаний ребенком, изучение основ наук. Российский педагог Владимир Абрамович Караковский отмечал: «Урок был провозглашен основной формой не только учебной, но и воспитательной работы... Сознанием педагогов завладела удобная иллюзия: образование автоматически обеспечивает высокий уровень воспитанности личности. Многие десятки лет обучающая функция гипертрофически развивалась в ущерб воспитывающей, причем она практически начисто вытеснила воспитание из школы. Много лет учитель получал зарплату только за уроки, и уже в этом самом акте оплаты его труда заключалась недооценка воспитания» [36].
Это противоречие носит черты всеобщности, оно свойственно системе образования в целом, но в каждой конкретной школе имеет разные оттенки и разную степень напряжения. Для каждой школы этот элемент торможения в воспитании детей, в том числе средствами туризма, имеет внутреннее происхождение.