Рис. 17, 4. С начала XII по середину XIII в. в Новгороде бытовали кресты, каждый из четырех концов которых оканчивается пирамидкой из трех шариков, а в средокрестии также помещены шарики, подражающие зерни. Три таких крестика отлиты из оловянисто-свинцового сплава в двусторонних формах (20-24-4; 17-21-295; 14-11-694). Размеры их колеблются от 2 до 3,6 см. Крест из яруса 14 укреплен на кольце, на которое надеты еще две бусины, литые «навыплеск» в двусоставной форме. Кольцо подвешено на длинной (48 см) цепи, состоящей из пластинчатых звеньев. Крестики этого типа широко распространены на территории древней Руси:
в курганах Петербургской губернии 25, владимирских 26 и костромских 27 курганах, Белоозере 28, Калужской губернии 29, на Киевщине 30, в Латвии 31, в Волковыске 32, на золотоордынском Водянском городище Волгоградской обл.33 и др. Кресты эти датируются XII—XIII вв. Этот же тип крестов известен в Западной Европе — например, золотой крест XII в. из Венгрии, выполненный в технике скани и зерни si.
Рис. 80, 9. Началом XII в. датируется крест с трехлопастными концами (20-21-1986). Размеры 4х3 см. С обеих сторон он украшен выемчатой эмалью. С одной стороны круглые гнезда заполнены желтой эмалью, а прямоугольные — зеленой, с оборотной стороны в круглых гнездах — зеленая эмаль, в прямоугольных — желтая. Крест отлит в двусторонней форме из оловянисто-свинцовой бронзы8Б, стекло свинцово-кремнезем-ное зе.
Кресты с эмалью были широко распространены на территории древней Руси. Трехлопастноконечные кресты обнаружены более чем в 20 пунктах Их найдено 47. Исследовательница этой группы крестов В. А. Мальм считает, что они изготовлялись на Киевщине в XI—XII вв.37 Однако скорее всего в XII—XIII вв. возник еще один центр производства по образцу киевских эмалевых крестов в низовьях Даугавы, где найдено 70 таких предметов 38.
Рис. 16, 12. 30—60-ми годами XII в. датируется слой, в котором обнаружен равносторонний крест (19-20-907). Размеры его 1,9х2,5 см. Он плоский, литой из оловянисто-свинцовой бронзы 39, с круглыми лопастями на концах и круглым средокрестием. Лопасти и средокрестие орнаментированы крестиками, состоящими из четырех выпуклых точек. Аналогичные кресты встречены во владимирских, костромских и подмосковных курганах в комплексах XII в.40
Рис. 16, 10. Узким промежутком времени — с конца XI по середину XII в. — можно датировать группу (три) крестов с утолщенными профилированными концами (22-28-781; 21-26-826; 21/20-18-663). Размеры их 2,5х3,5 см; 3,2х4,5 см; 3,5х4,4 см. Кресты литые из бронзы в двусто-
52
Рис. 17. Кресты
1-3, S. в - энколпионы (1. г - 15/14-17-1991, 3 - Тихв18-20, S. в - 14/13-15-880), 4, 7 - тельники (14-11-694, 3/2-6-914)
ронних каменных формах. Аналогичные изделия встречены в новгородских курганах XI в., Приладожье, Обонежье, Костромском Поволжье, курганах Подмосковья второй половины XII в., в Черниговской обл., Киеве 41, Полоцке 42. Особенно многочисленны они в Латвии (150 экз.), где датируются XI—XII вв.43 Характер размещения этих предметов заставляет предположить их северо-западное происхождение.
Рис. 16, 18. В слое 20—30-х годов XIII в. обнаружен полый внутри крест (15-17-863). Размеры его 2,7х2 см. Он литой из олова 44, в четырехчастной составной форме «навыплеск». Концы заканчиваются шариками, поверхность рифленая.
Рис. 16, 14. 60—80-ми годами XIII в. датируется слой, в котором обнаружен крест с напаянными на концах кольцевидными утолщениями и двумя ромбическими пластинками в средокрестии (13-17-292). Он литой из оловянистой бронзы типичного-для Новгорода сплава 46. Близкие по форме кресты обнаружены в Родене и золотоордынском городе Бельджамене 46.
Рис. 16, 9. 60-80-ми годами XIII в. датируется крест с расширяющимися лопастями ромбовидных очертаний и с прямоугольником в средокрестии (13/12-9-710). Крест отлит из меди в двусторонней форме. Размеры его 3,3х2,3 см.
Рис. 16, 15. К рубежу XIII—XIV вв. относится крест, близкий по форме предыдущему (11-17-2140). Размеры 3х3,7 см. У него такие же ромбовидные расширения в центре, где помещен мальтийский крест, и утолщенные концы. Он литой из олова со свинцом в двусторонней форме.
Рис. 16, 8, 13. Четыре крестика с трехлепестковыми криновидными концами и ромбиками в средокрестии укладываются в хронологические рамки с начала XIV по начало XV в. (10-9-1128; 7/6-12-1363; Мих14-68;
5-558). Размеры их колеблются от 2х2,5 до 2,5х3,5 см. Они литые из оловянисто-свинцовых бронз47 в двусторонних формах. Кресты этой формы довольно широко распространены в русских древностях. Они найдены в гдовских курганах (их А. А. Спицын датировал XIV в.), в землях радимичей и вятичей, на Княжей горе Киевской губернии, во владимирских курганах, в Золотой Орде (в Увеке и Бельджамене). В XIV—XV вв. их изготовляли в Латвии по русским образцам 48. Форма креста с криновидными лопастями известна и в более раннее время — например, в искусстве Византии XI—XII вв.49
Кресты-тельники с прямоугольными и фигурными концами. Восемь крестов с прямоугольными концами обнаружено в слоях от конца XII до середины XV в. (17-26-755; Ил16-35; 10/9-1142; 9/8-13-284; 8-10-1579;
5-11-191; 4/3-9-1458; 3/2-6-1019). Размеры их колеблются от 1,7х2,2 до 5,5х7 см. Они литые из оловянистой бронзы или оловянисто-свинцовых сплавов 80.
Рис. 16, 19. Крест XII в. (17-26-755) — равносторонний гладкий.
На равностороннем крестике конца XIII—начала XIV в. (Ил16-35) двойной линией прочерчен равносторонний крест.
Рис. 16, 2. У креста начала XIV в. (10/9-1142) — массивное ушко, концы несколько скошены, им придана треугольная форма, лицевая сторона углублена и, возможно, была заполнена эмалью.
Рис. 16, 17. В 40—60-х годах XIV в. был утерян крест (с одним обломанным концом), орнаментированный с одной стороны в подражание зерни треугольниками, а с оборотной —кругами на лопастях (9/8-13-284). Близкие по форме и орнаментации крест и литейная форма для отливок крестов обнаружены в вятическом городе Серенске Б1.
Рис. 16, 20. 60—80-ми годами XIV в. датируется слой, в котором найден бронзовый крест со слегка расширяющимися концами (8-10-1579). На лицевой стороне процарапаны буквы Ю ХЪ НИКЯ.
Рис. 16, 21. Два одинаковых креста с орнаментированной четырехременной плетенкой лицевой стороной обнаружены в слое начала—середины XV в. (5-11-191; 4/3-9-1458). Длина 3,5 см. Они литые из бронзы в двусторонних литейных формах (оборотная сторона гладкая). Идентичный крест найден в Латвии, куда он был завезен с территории Руси 62.
Рис. 16, 16. К концу XIV в. (60—80-е годы) относится крест с дополнительными перекрестиями на концах, т. е. 12-конечный (8-17-1013). Длина 4,6 см. Он литой в двусторонней форме из оловянисто-свинцовой бронзы 63. Лицевая сторона его сплошь покрыта плоской плетенкой, на массивном ушке помещен крестик.
Рис. 17, 7. К середине XV в. стратиграфически относится крест с фигурными утолщениями на концах, на которых изображены, как и в средокрестии, косые кресты (3/2-6-914). Длина 3,9 см. Близкие по форме кресты найдены в одном из курганов Подмосковья и в Латвии 54.
Кроме описанных крестов, в верхних слоях культурного слоя, не датирующихся дендрохронологически, найдено четыре тельника с изображением голгофского креста. По типу они близки крестам, найденным на старых кладбищах 5В. Дата этих крестов — XVI—XVII вв.
энколпионы
Рис. 18, 3, 4. Наиболее древний крест-складень, или энколпион, найден в слое рубежа XI—начала XII в. (21/20-22-997). Размеры 7,3х10,5 см. Он литой из бронзы, с закругленными и снабженными дополнительными выступами концами, с массивным ушком, состоящим из двух половинок. На лицевой стороне его, в центре, помещено рельефное изображение распятого Христа. Фигура Христа как бы прислонена к кресту, без подчеркивания мучений, что вообще характерно для ранних образцов энкол-пионов. На трех концах — гравированные погрудные изображения святых: слева — Богоматери, вверху — Георгия и справа — Иоанна Богослова. Контуры нимбов и одежда святых заполнены красной эмалью. Около каждого изображения — подписи: rt^P'Q'^, НОЯНЪ (зеркальное изображение), ГбОР^ГН, Ю XG. На оборотной стороне в центре помещена рельефная фигура Богоматери с младенцем на руках и около них с обеих сторон подписи: Л1Р-9К, 6 ХО. На концах креста, в круглых медальонах, — плоские погрудные изображения с подписями: слева — апостола Павла (ПДКЬДЪ), справа — апостола Петра (ЛбТРЪ) (с перестановкой букв справа налево), вверху — святого Николая (НН60ЛЯ). На внутренней стороне креста, на обеих половинках процарапаны плохо читаемые имена святых: ГбОР^ГН, ННКОЛД, ЛО^И, ДДЗ/ftP БДЯЖЬ, НВПНОКО (зеркальное изображение).
55
Рис. 18. Кресты-энколпионы
1 — 20-22-901; а — 17-24-777; 3, 4 — 21/20-22-997; S — 16/15-23-810; 6 — 21-20-522
Крест этот относится к типу рельефногравированных изделий, которые Г. Ф. Корзухина датирует второй четвертью XII в.66 Подобные кресты встречены несколько раз на юге: один — в Херсонесе 57, три — в Киеве 68, два — на Княжей горе 69, три — в Пекарях Киевской губернии 60. Аналогичный энколпион, хранившийся в шелковом мешочке, был найден в детинце Мстиславля, в слое XIII в." Таким образом, на Руси найдено около десятка энколпионов этого типа, причем основная часть их связана с Киевщиной. Видимо, место производства их — Киев, и в Новгороде это была привозная вещь. Надо сказать, что новгородский экземпляр отличается тщательностью обработки фигур, хорошим начертанием букв н принадлежит, видимо, к лучшим образцам этой серии. Возможно, он был привезен из Киево-Печорской лавры, о чем свидетельствуют процарапанные на внутренних сторонах створов имена святых, чьи мощи хранились в складне.
Рис. 18, б. Рубежом XI—XII вв. можно датировать крест-складень (представленный лишь лицевой створкой) с округлыми концами, с фигурой Христа, выполненной в плоском рельефе (21-20-522). Размеры его 2,5х 3,9 см. Над головой Христа, видимо, был изображен крест, но он почти не различим. Крест отлит из многокомпонентного сплава 62. Аналогичные складни обнаружены на Киевщине, в Крыму (XII в.), в Витичеве, в костромских курганах, в Ярополче на Клязьме в3.
Рис. 18, 1, 2. Два одинаковых (отлитых в одной литейной форме) бронзовых креста-складня найдены в слоях 10—30-х и 70—90-х годов XII в. (20-22-901; 17-24-777). Длина крестов (вместе с массивным ушком) 5,7 см, ширина — 2,9 см. Рисунок нанесен резцом и в некоторых местах инкрустирован серебром. На лицевой стороне изображен Христос, над головой которого — равносторонний крест. На оборотной стороне — Богоматерь в позе Оранты. Аналогичные кресты найдены на Киевщине, в Белоруссии, во владимирских и весьегонских курганах 6<1. Г. Ф. Корзухина датировала эти кресты серединой — концом XII в.66, А. А. Медынцева — второй половиной XII — кануном монголо-татарского нашествия в6. Новгородские находки отодвигают время появления этих энколпионов к первой четверти XII в.
Рис. 18, 5. Самым концом XII — периодом до 30-х годов XIII в. датируется слой, в котором найден складень со слегка расширяющимися концами и массивным ушком (16/15-23-810). Размеры 1,7х4,3 см. На обеих сторонах складня инкрустацией серебром нанесены крестики. Крест литой из многокомпонентного сплава 67. Аналогичный крест известен среди материалов из Приднепровья, а близкий, но не идентичный, найден в Ярополче Залесском 68.
Рис. 17, 3. Створка энколпиона с изображением в центре святого Бориса, держащего в левой руке мученический венец, найдена в слое начала XIII в. (Тихв18-20). Размеры складня 5х7,5 см. Крест литой бронзовый, изображения на нем рельефные. В круглых медальонах слева, вверху и справа от центральной фигуры — плохо различимые погрудные изображения святых. Все изображения креста стерлись от многократных отливок 69. Всего на Руси встречено более 40 таких энколпионов, большинство которых хранится в музеях Москвы, Ленинграда, Киева. Они отражают сложившийся в XI—XII вв. культ князей-мучеников Бориса
57
и Глеба 70. Г. Ф. Корзухина, а вслед за ней М. X. Алешковский датировали рельефную группу энколпионов концом XI—началом XII в.71
Рис. 17, 1, 2. В слое 20—60-х годов XIII в. найден складень с прямыми концами, заканчивающимися кружками (15/14-17-1991). Размеры 3,8х5,7 см. Он литой бронзовый. На лицевой створке в рамке помещена фигура Христа, выполненная гравировкой. Над головой Христа изображен равносторонний крест. Оборотная сторона имеет в центре изображения креста с сиянием в средокрестии. На концах энколпиона вверху и внизу в кругах помещены монограммы IG XG, а слева и справа — видимо, изображения солнца и луны. Весь рисунок оборотной стороны выполнен инкрустацией серебром. Аналогичные кресты-складни найдены на Княжей горе и в с. Черняхово Киевской губернии 72. Г. Ф. Корзухина датирует сходные по манере исполнения гравированные энколпионы серединой — концом XII в.73 А. А. Медынцева относит энколпионы с близкими по форме инкрустированными изображениями крестов п медальонов к началу XIII в.74
Рис. 17, 5, 6. В слое ярусов 14 и 13, датирующихся дендрохронологи-чески временем от 1238 до 1281 г., найден бронзовый крест-складень, состоящий из двух половинок, взятых от разных энколпионов (14/13-15-880). Лицевая створка (размеры 4,2х6,1 см) относится к типу энколпионов с закругленными лопастями и рельефночерневыми изображениями. На ней помещена фигура Христа, над головой которого расположен крест, а по бокам — погрудные плоские фигуры святых. Все изображения сглажены и не отчетливы из-за многочисленных отливок. Близкие аналогии этой створке креста представляют энколпионы Киевщины, Херсонеса, Северного Кавказа, Жокинского городища Рязанской обл., Суздаля, Ярополча Залесского, Белоозера, Друцка, а также золотоордынского города Новый Сарай. Г. Ф. Корзухина датирует этот тип энколпионов второй четвертью XII в.76 Оборотная сторона (размеры 4,2х5,8 см) представляет собой створку со слегка расширяющимися и скошенными на треугольник концами. В центре инкрустацией серебром выложен восьмиконечный крест с сиянием в средокрестии, на концах — медальоны с монограммой IX. Энколпионы с аналогичной инкрустацией крестов и медальонов, но с закругленными концами, найденные в «мастерской литейщика» в Киеве, датируются первой половиной XIII в.7®
Энколпионы обоих типов, створки которых составили новгородский складень, скорее всего изготовлены в мастерских Киева. С захватом Киева монголо-татарами деятельность этих мастерских прекратилась, и поэтому в Новгороде во второй половине XIII в. был составлен складень из разных створок энколпионов, привезенных некогда из Киева как реликвии.
Рис. 80, 19. В слое 60—80-х годов XIII в. обнаружена половинка энколпиона с закругленными концами (13-14-1801). Размеры 4,8х7,8 см. Энколпион медный литой 77. Лицевая поверхность его углублена и заполнена узором из перегородчатой эмали. Перегородки на концах энколпиона создают узор в виде крестов в круге, а в средней его части — в виде треугольников, сходящихся вершинами к центру. Крест, видимо, побывал в огне: стекло прокалено и потемнело, и цвет его можно определить лишь в бинокулярный микроскоп 78. Эмаль четырехцветная: синего, зеленого,
58
желтого и красновато-фиолетового оттенка. Часть ее выкрошилась. Перегородки четкие. Цветовая гамма эмалей типична для киевской продукции 79. Состав стекла также характерен для киевского производства от 60-х годов XII в. до 1240 г. Очень близкий по размерам и орнаментации крест был найден в Белгороде Киевской губернии 80.
Рис. 19, 1, 2. Четырехконечный крест-энколпион со ступенчато расширяющейся средней частью и крестовидными концами найден в слое рубежа XIV—XV вв. (6-8-1219). Размеры его 9,3х5,8х0,7 см. Он литой из оловянистой бронзы 81. В центре лицевой стороны — распятие с обычной хризмой Ю XG. Слева и справа от фигуры Христа размещены маленькие фигурки предстоящих — Богоматери и Иоанна Богослова с плохо читаемыми подписями Л1Р0й, НСШН. В верхней части креста помещено поясное изображение архангела Михаила с мерилом и зерцалом в руках. Надпись не читается. В нижней части изделия — погрудное изображение архангела Гавриила с подписью ГЯБР1Л. В левой — святой Матвей с подписью ГЦ Л1ЯТЁ6, в правой — апостол Павел с подписью ГН ЦПБбДЪ. В центре оборотной стороны помещена рельефная фигура архангела в полный рост, с мерилом и зерцалом. Над его головой — подпись еНХЯНЛ.Ъ. В верхней части креста — погрудное изображение святого Николая с подписью ЯГИ ННКОМ, в нижней — погрудное изображение святого с Евангелием в левой руке. Подпись не читается. Справа — святой Сисиний, слева — святой Пантелеймон. Оба святых-целителя держат в руках по ковчежцу и ложечке. Подписи едва читаются.
Кресты аналогичной формы появляются в XIV в.82 и неоднократно встречены в древнерусских памятниках 83. Известны они и на территории Золотой Орды, куда были занесены русскими пленниками 84. Изображения на этих крестах не всегда одинаковы: иногда на оборотной стороне вместо архангела Михаила изображался святой Никита, изгоняющий беса. Архангел Михаил упоминался в заговорах против лихорадок, святые Сисиний и Пантелеймон считались целителями. Следовательно, энколпион должен был охранять его владельца от болезней. Б. И. и В. Н. Ханенко ошибочно датировали подобные кресты XIII в.
Рис. 19, 3. В слое второй четверти — середины XV в. найдена лицевая створка энколпиона квадрифолийной формы с квадратной средней частью и овальными завершениями концов (3/2-7-раскоп УД). Размеры 5,8 X х7,4 см. Складень литой из свинцово-оловянистой бронзы 85. В середине помещено распятие с хризмой Ю XG. Около фигуры Христа — маленькие фигурки предстоящих Богородицы и Иоанна. В верхнем конце — архангел Михаил, внизу — архангел Гавриил, по бокам — трудноразличимые фигуры святых. Аналогичные энколпионы встречены на Киев-щине (с. Мошны Черкасского уезда), в Могилевской обл. Белорусской ССР, в Новом Сарае86. Форма подобных крестов возникла в XIV в. и получила широкое распространение в XV в. в произведениях высокого ювелирного
Й 7 "
искусства, перейдя затем на изделия массового медного литья.
Рис. 19, 4, 5. Серединой XV в. датируется наперсный четырехконечный двусторонний крест со слегка расширяющимися концами и массивным ушком для подвешивания (2-6-1468). Размеры его 4,3х8х0,25 см. Крест литой из оловянисто-свинцового сплава 88. На лицевой стороне изображено распятие с копием и губкой и предстоящими по бокам. Слева —
59
Рис. 19. Кресты-энколпионы (Д—3) и двусторонний крест XV в. (4^ •I)
I, г — 6-8-1219; 3 — 3/2-7-раскоп УД; 4, 5 — 2-6-1468
поясное изображение Богоматери, справа — Иоанна Предтечи. Над распятием — два парящих ангела. Над головой Христа хризма 16 Х6, у фигуры Богородицы — /И?ь9, слева от Иоанна — 1СШ. Все подписи сделаны в зеркальном изображении. На оборотной стороне в центре креста помещена фигура архангела Михаила в полный рост, с мерилом и зерцалом в руках. Над ним зеркальная подпись ДАНХ. В верхней части креста — поясное изображение святого Николая в святительской одежде с Евангелием в руке, надпись ЯГН НЙКДЯ. Справа помещена фигура апостола Петра с подписью Пб, слева — апостола Павла с ошибочной подписью П6. В нижней части креста изображен святой в святительской одежде с Евангелием в левой руке. Подпись у этой фигуры ЯП 116 — возможно, Петр Александрийский. Все фигуры креста очень экспрессивны, они явно находятся в зависимости от новгородских иконописных и фресковых оригиналов. Изображения переданы тонкими ломаными линиями. Довольно близкий по форме и сюжетам крест XIV—XV вв. находился в киевской коллекции Ханенко 89.
В заключение хочется остановиться на принятой до сих пор в литературе датировке новгородских энколпионов. В работе «О памятниках „корсунского дела" на Руси» Г. Ф. Корзухина наметила систему хронологической детализации энколпионов. Она считала, что русские художники-литейщики постепенно шли от объемных рельефных изображений к их уплощению и орнаментальное™. В XI—начале XII в. бытовали рельефные энколпионы. Во второй четверти XII в. рельефные фигуры на концах креста были заменены гравированными. В середине — конце XII в. и центральная фигура креста стала плоской, гравированной, а в конце XII—первой половине XIII в. появились литые в каменных формах кресты с мелким рельефом и литыми обратными надписями.
В эту стройную, но конспективную систему внесла дополнения А. А. Медынцева, которая доказала, что черновые или инкрустированные серебром энколпионы появились в конце XII в. и существовали вплоть до монголо-татарского нашествия 90. Новгородская стратиграфия также корректирует схему Г. Ф. Корзухиной. Наиболее древними (конец XI— начало XII в.), по новгородским данным, крестами надо считать рельефно-черневые (рис. 18, 3, 4). К ним же по облику относится складень рис. 18, 6 (несмотря на отсутствие черни). Видимо, он представляет собой отливку с оттиснутого в глине рельефночерневого складня.
Дату черневых с гравировкой крестов, предложенную Г. Ф. Корзухиной, можно отодвинуть с середины XII в. до его начала. Ярус 20, в котором найден этот крест (рис. 18, 2), датируется 1116—1134 гг. Однако они продолжали бытовать и в конце XII и в начале XIII в. Рельефный глебоборисовский энколпион (рис. 17, 3) обнаружен в слое XIII в. Если считать, что он был изготовлен на рубеже XI—XII вв., то он хранился в каком-то доме или семье более 100 лет, что маловероятно. Скорее всего производство рельефных энколпионов следует относить к более позднему времени, чем предложила Г. Ф. Корзухина. Небольшое количество найденных в Новгороде рельефных, рельефночерневых и гравированных энколпионов (всего восемь) не позволяет с достаточной категоричностью отвергать хронологию Г. Ф. Корзухиной, тем более что центром производства энколпионов был, видимо, Киев 91.
61
ПРИВЕСКИ-ИКОНКИ
Привески-иконки встречаются довольно редко. Их найдено всего 11. Любопытно отметить, что в берестяной грамоте 500 (XIV в) названа «икона с гоитаном» (шнуром). Ее носили, вероятно, на шее. Иногда привески-иконки входили в состав ожерелья. Большинство иконок круглые, литые, с ушком для подвешивания, изображения на них односторонние.
Древнейшими привесками-иконками в Новгороде являются изделия начала XII в, найденные на Неревском раскопе
Рис. 20, 3. Привеска диаметром 2,8 см, литая из латуни (20 17-540). На лицевой стороне помещены две погрудные рельефные фигуры святых, возможно апостолы Петр и Павел. По краю иконки идут концентрические окружности и слабо заметный растительный орнамент в виде бегунка. Довольно близкие изображения Петра и Павла есть на новгородских актовых печатях 92 — например, на печати 208, датирующейся 1219—1221 гг.
Рис. 20, 1. Иконка диаметром 2,3 см, литая из оловянисто-свинцового сплава с погрудным изображением святого со свитком в левой руке (20-26-38). По-видимому, это святой Фома Около его головы с обеих сторон расположена неясная подпись, из которой слева читаются буквы ЯГ, справа — ДАД 93. Следует отметить, что стилистически близкое изображение святого есть на новгородской печати 688 м. Правда, там помещен святой Тимофей.
Рис. 20, 11 30—60-ми годами XII в датируется слой, в котором найдена литая оловянисто-свинповая иконка диаметром 3,5 см с изображением конной фигуры Георгия, пронзающего копьем змия (19-20-раскоп XIII) Аналогичные привески обнаружены в Серенске, Старой Рязани и Прибалтике 9Б
Рис. 20, 5, 6; 21. 70—80-ми годами XII в датируются иконки прямоугольной формы с полукруглым завершением наверху (17-20-1008). Размеры их 1,7х3 см; 1,7х2,5 см. Они изготовлены тиснением из тонкого биллонового листа. На них изображены выпуклые поясные фигуры святых. Иконки, видимо, не были нагрудными привесками. Вероятно, их прибивали тонкими гвоздями к какому-то деревянному предмету.
Рис. 20, 2. К тому же времени, т. е. к 70—80 м годам XII в, относится бронзовая литая иконка диаметром 3,8 см с рельефным изображением двух святых с мученическими крестами в руках (17-18-989). Это, возможно, Козьма и Демьян
Рис. 20, 10. Концом XII в. датируется иконка диаметром 2,4 см с очень неразборчивым погрудным изображением святого с жезлом или мечом у правого плеча (17-26-1344). Стилистически близкое изображение святого Федора с мечом у правого плеча помещено на свинцовой печати 148, датирующейся 1142—1148 гг.se Семь привесок-иконок с подобными изображениями были найдены в финском погребении XI в. в Вологодской обл.97, что свидетельствует о постоянных контактах этой отдаленной области с Новгородом.
Рис. 20, S, 12. В слоях XIII в. обнаружены две литые из биллона привески-иконки с изображениями крылатых фигур в полный рост. Одна из них, диаметром 3,7 см, датируется началом XIII в. (16-22-64). Фигура, помещенная на ней, в левой руке держит жезл, крылья ее распростерты.
62
Рис. 20. Привесьц иьопки
1 — 20-26-38, 2 — 17-18-989, 3 — 20-17-540, 4 — 2-8-100, S, в — 17-20-1008 7 — 7/6-1-1735, 8 14-13-987, 9 — Козм14, 10 — 17-26-1344, 11 — 19-20-раскоп XIII, IS — 16-22-64
Рис. 21. Металлические иконки
1, S — 17-20-1008
На другой привеске, диаметром 3,4 см, датирующейся серединой XIII в. (14-13-987), рук у подобного же существа нет, только распростертые крылья, а вокруг головы — нимб. На обеих изображенных фигурах длинная одежда, вокруг фигур примерно в одних и тех же местах размещено шесть орнаментальных кружков с точкой посредине. По краю привесок проходит выпуклый точечный узор, подражающий жемчужной обнизи. Возможно, на привесках изображена новгородская София. Однако на свинцовых печатях
встречаются изображения архангелов, очень напоминающие фигуры на описанных иконках, — например, архангел Гавриил на печати 179, датирующейся 1176—1177 гг.98 Близкий по форме и изображению серебряный образок происходит из пос. Монино Московской обл."
Рис. 20, 9. К XIII в. можно отнести образок диаметром 1,7 см, литой бронзовый, с рельефным погрудным изображением святого (Козм14). Изображение очень неразборчиво.
Рис. 22, 3. В слое середины XIV в. обнаружена нагрудная прямоугольная иконка, литая из бронзы (К18-55). Размеры 4,4х4,7 см. На лицевой стороне изображена сцена распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном на фоне иерусалимской стены. В верхней части креста подпись 1C ХС. Над крестом справа и слева — летящие ангелы. По контуру иконки проходит литой жгутик.
Рис. 20, 7. Образок арочной формы с погрудным изображением святого в святительских ризах найден в слое конца XIV—рубежа XIV— XV вв. (7/6-1-1735). В левой руке — Евангелие, правая — благословляющая. Образок литой из олова и свинца. По контуру его проходит зигзагообразный орнамент. По-видимому, на иконке изображен Василий Кеса-рийский. Близкие его изображения есть на одновременных актовых новгородских печатях — например, на печатях 425 (1389—1425 гг.) и 429 (1425—1462 гг.) 100. Образки в виде киотца вообще характерны для произведений мелкой пластики XV—начала XVI в.101
Рис. 20, 4. К середине XV в. следует отнести овальную иконку (2-8-100). Длина 1,8 см. Иконка литая из оловяниото-свинцового сплава. На ней изображен святой Георгий на коне, поражающий дракона. Овальная форма образка находит аналогии в новгородских каменных иконах — например, в иконке начала XIV в. с изображением святого Василия Великого 102. Трактовка фигуры коня также близка изображениям на камне.
Рис. 22, 4. Концом XV в. стратиграфически датируется бронзовая литая нагрудная иконка с изображением распятия с предстоящими (0-3-1308). Размеры 4,3х5,5 см. Вверху над крестом — две поясные фигуры архангелов. Стилистически близкое распятие помещено на кресте-мощевике XIV в. мастера Семена Золотилова 103.
М
Рис. 22. Панагия (1, 3) и иконки (3, 4)
1,2— 1-4-раскоп VIII; S — К18-55; 4 — 0-3-1308
Рассмотренные привески-иконки охватывают период с начала XII по конец XV в. и отражают в какой-то степени изменения, которые происходили вообще в древнерусском искусстве. Известно, что изделия мелкой пластики стремились повторять произведения высокого искусства. Стилистически изображения на медном литье находят параллели в произведениях резчиков по камню, изготовлявших каменные иконки и матрицы для свинцовых печатей. Видимо,'формы для отливок иконок, матрицы печатей и каменные иконки резали одни и те же мастера.