Йотированные гласные буквы (октябрь).
1. Назови гласные буквы I ряда. (А О У Э Ы)
Назови гласные буквы II ряда (Я Ё Ю Е И)
2. Назови парную гласную букву из другого ряда, например, я говорю Ё, ты называешь – О.
Я - …, Ё - …, Е - …, Ю - …, И - …, О - …, А - …, Ы - …, У - …, Э - ….
3. Повтори за мной цепочки слогов:
БА – БЯ ГУ – ГЮ КЫ – КИ МО - МЁ
ВО – ВЁ ДЭ – ДЕ ЛА – ЛЯ НЭ - НЕ
4. Назови слог с нарной гласной из другого ряда, например, я говорю БА, ты говоришь БЯ.
ВА - …, ГЯ - …, ДЁ - …, ЗО - …, КЮ - …, ЛУ - …, МЕ - …, НЫ - …, ПИ - ….
Слог. Перенос слов. Ударение (октябрь).
1. «Половинки».
Найди части слов, соедини их и запиши слова:
ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво
ды | сос | ла | па |
на | ра | за | бор |
нок | пла | ток | зво |
2. «Морской бой».
По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.
Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1
А | Б | В | |
1 | ма | нас | зи |
2 | пи | ла | ту |
3 | бе | я | ла |
|
|
- «Собери слово».
Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.
лод, хо -…
та, во, ро — …
ве, ка, шал — …
ту, ар, тро -…
ша,та, мы -…
мо, гра, та — …
би, рать, за -…
пи, кра,ва -…
чик, бор,за -…
до, про, во, вод -…
лен, дарь, ка -…
- Найди слог, вставь недостающие слоги.
са__ги ма__на ли__ны
ко __ со ло__та ба__ны
до__га ка__ши со__ка
5. Сложи по заданным слогам.
а) Сложи 1-е слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду
б) Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой
в) Сложи 3-и слоги:
петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечи
г) Сложи: 2 слог 3 слог 3 слог
напугать березы подарили
Однокоренные слова. Корень слова (ноябрь).
- Прочитать группу родственных слов.
Веснушки веснянка вешние (воды)
Весенние по-весеннему веснушечки
Веснушчатая весна
Определи самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назови корень. (Уточните для ребёнка значение некоторых слов).
2. Подбери однокоренные слова, отвечая на вопрос.
– Кто детеныш (птенец) у чижа? — Чижонок.
– Кто у чижа мама? — Чижиха.
– Как ласково называют маленького чижонка? — Чижоночек.
– А как можно ласково назвать поющего чижа? — Чижик, чижичек.
– Чье веселое пение радует нас весной? — Чижиное.
3. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. С каждым словом составь предложение.
|
|
Правописание безударных гласных в корне слова (декабрь).
1.Определи место ударного слога в слове. Я буду называть слово, а ты записывай цифру, на каком месте в слове стоит ударный слог.
ВОЛОСЫ, ГАЛОШИ, БОРОДА, ВАРЕЖКИ, КОРОВА, РУКАВА, МУЗЫКА, СОРОКА, СТРЕКОЗА, СОЛНЫШКО, ТАРЕЛКА, ГОЛОСА, МАЛЬЧИК, СОБАКА, МОЛОТОК, БАБОЧКА, ЗАДАЧА, МАНДАРИН.
2. Слого – ритмическая структура слова.
Я произносу слово, а ты должен отхлопать слоги: ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий хлопок.
- коса, липа, скала, сено, жаба, силач;
- бабушка, кормушка, комната, посуда, фонарик, ромашка;
3. Вставь в конце каждого стишка слово, обозначь в нём безударную гласную, подбери проверочнеое слово.
1. В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные …
2. Белка спряталась в дупло,
В нём и сухо и …
3. Глубока и широка
Наша быстрая …
4. Вышел Коля на крыльцо,
Вымыл руки и …
5. Улетел скворец не зря
За леса и за …
6. Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …
7. На каток ушла с утра
Моя младшая …
8. Подводной лодке не страшна
Океанская … волна.
9. Кругом гречиха зацыела –
В улей мёд несёт …
10. Зимой и летом зелена
Стоит красавица …
11. Для тебя мы дом построим,
Не скворечню, а дворец.
Прилетай же, наконец,
Наш пернатый друг …
12. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная …
13. Свой железный язычок
Прячу я по колпачок.
Созываб на урок,
А зовут меня …
14. В поле сеют и растят,
Убирают, сыплят в склад,
И на хлеб идёт оно,
А зовут его …
15. Берёзы, рябины, дубы, тополя –
Богата деревьями наша …
16. Для начинки на пирог
Приготовили …
17. Если у тебя с пятёрками дневник,
Значит, ты примерный …
18. Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …
19. Я ракрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
20. У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются …
21. Я не бегаб к врачу,
Я сама его …
22. Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я ….
23. Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а …
24. Ты к обеду положи
Ложки, вилки и …
25. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые ….
26. Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое ….
27. С длинным носом наш ребёнок
Это маленький …
28. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш - ….
29. Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую ….
30. – Где обедал воробей?
- В зоопарке у …
31. Хлоп! И конфета стреляет, как пушка!
Каждому ясно, что это …
31. Я любуюсь вами, как вы хороши!
До чего ж душисты нежные …
32. Хоть она залётная,
Птичка перелётная,
Но весною я всегда
Любуюсь пением …
33. – Делиться со всеми – привычка моя!
Вам яду не надо? – спросила ….
34. Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерётся с врагами
Своими большими …
35. Самолётик сел на травку
На цветке прошёл заправку,
Закружил над головой –
Затевает бой с тобой.
До посадки на носу
Отогнать успей ….
36. Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это ….
37. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это ….
38. Вот пришла осень,
Скоро метели.
Уж с прощальным криком
Птицы ….
39. У козы-мамы малыши-ребята,
А зоыут их всех ….
40. Мы Серёжку провожали,
Ему ручкой ….
41. Утром заплели сестрички
Аккуратные ….
42. Он трудиться так привык
Хоть и ростом невелик.
Но хозяин очень зол,
Что упрям его ….
43. Выгнет спинку, хвост трубой
И ко мне идёт, как в бой.
Рыжий, как тигрёнок,
|
|
У меня ….
Состав слова (январь).
1.В каждой строчке определи лишнее слово.
борьба, борец, бороться, воевать;
вражда, враг, противник, вражеский;
смешной, смех, смешать, смешить;
ветер, вихрь, ветерок, безветрие;
сосна, дерево, деревцо, деревянный.
2. Хлопни в ладоши, если услышишь однокоренное слово с корнем –осин-:
Осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.
Топни правой ногой, если услышишь однокоренное слово с корнем –печаль-:
Печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться.
3. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. Определи проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составь предложение.
- Послушай слова и запиши только приставки.
Слова: переезд, приезд, выезд, вылет, слёт, отлёт, увёз, привёз, завёз, отбежал, добежал.
Образец: отнести ОТ-.
- Помоги приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.
Образец: приклеить - отклеить
Слова: принести - … вползти - … привязать - … вскочить - … привыкнуть - …
пригнуть - … привезти - … впустить - … вогнуть - … вспорхнуть - …