Упражнения для расслабления мышц «Голова, шея»

Дистанционное занятие «Развитие артистической смелости»

детское объединение «Дебют»

пдо Марковникова Л.В.

 

На занятиях объединения «Дебют» ставим цель развитие актерских способностей детей, обучающихся театральному искусству посредством актерского и речевого тренинга.

И самое основное это развитие артистической смелости у ребенка.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые родители!

    Сегодня мы узнаем с помощью каких форм работы на занятиях можно победить сценический страх ребенка и развивать у него артистическую смелость.

    Каждому ученику хотя бы раз в жизни приходится выступать перед публикой, зрителем. Будь то ответ домашнего задания в школе у доски или выступление на сцене в театральном действии. Вариантов такого общения множество. И каждый, кто хоть раз выходил на публику испытывал волнение, неуверенность, страх и даже панику. Психологи называют такое состояние страхом перед аудиторией. И именно для того чтобы побороть это страх, загнать «дракона» в клетку и научится контролировать свои эмоции и существует тренинг на развитие сценической смелости.

    Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов должны быть неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. Такие упражнения являются разогревающими и должны даваться в начале занятия.

 

Для освобождения от зажимов подойдут такие упражнения:

·напряжение-расслабление

·расслабление по счету

·перекат напряжения

·зажимы по кругу

·огонь – лед

·растем

·потянулись – сломались

 

Напряжение-расслабление

    Учащиеся должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

Перекат напряжения

    Учащиеся должны напрячь правую руку до предела, затем постепенно расслабляя эту руку надо перевести напряжение полностью на левую руку. Потом полностью расслабляя левую руку нужно перевести напряжение на левую ногу, затем на правую, затем на поясницу, спину, шею.

Потянулись – сломались

    Учащиеся должны встать прямо, руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае. Ведущий говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук сломались и повисли безвольно. Затем руки ломаются в локтях, плечах, плечи упали, голова повисла, сломались в талии, колени подогнулись, все упали на пол. Лежим на полу расслаблено, безвольно, удобно. Прислушались к себе. Осталось где-то напряжение? Расслабили это место».

    Во время выполнения данного упражнения педагог обязательно обращает внимание учеников на следующие моменты: показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда ученики лежат на полу, педагог должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указывая места зажимов.

Растем

    Участники встают в круг. И. п. сесть на корточки, голову надо нагнуть к коленям и обхватить колени руками. Педагог говорит: «Представьте, что вы являетесь маленьким ростком, только что показавшимся из земли. Вы растете, постепенно распрямляетесь, раскрываетесь и устремляетесь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Вы должны постараться равномерно распределить стадии своего роста.

    Если вы в будущем захотите усложнить это упражнение, то ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий.

Расслабление по счету

    И прямо стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Ведущий считает. Во время счета ученики должны постепенно расслаблять все части тела.

 На счет «раз» надо расслабить кисти рук.

 На счет «два» расслабить локти.

 На счет «три» - плечи, руки,

 На счет «четыре» - голова.

 На счет «пять» надо полностью расслабить туловище,

 которое должно держаться только на ногах, на счет «шесть» полное расслабление, ученики садятся «в точку». Потом по хлопку все встают.     Ведущий может с разной скоростью давать команду на расслабление, проверяя при этом качество расслабления каждой части тела ученика. Например, на счет «раз, два, три» помотали руками и проверили степень расслабления.

Огонь – лед

    В этом упражнении следует попеременно напрягать и расслаблять все тело. Упражнение выполняется в кругу. Педагог дает команду: «Огонь» и учащиеся начинают делать интенсивные движения всем телом. Степень интенсивности движений и плавность каждый ученик выбирает сам произвольно. Педагог дает команду: «Лед», ученики должны застыть в той позе, в которой их застигла команда педагога, при этом следует напрягать все тело до предела. Педагог чередует эти команды несколько раз, по своему усмотрению меняя время выполнения обеих.

Игры на занятиях - позволяют привести детей и психологически, и эмоционально на одну стартовую площадку, т.е. снимают зажим, дискомфорт, гипертрофированное чувство стыдливости.

                       Игры, помогающие победить страхи детей

    Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» дети часто испытывают трудности в общении и поведении.

    Если вы чувствуете, что ребенок робок, поиграйте вместе с ним в приведенные ниже игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Эти Упражнения и игры  помогут развитию артистической смелости у ребенка.

                                          «Кораблик»

    Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

                                          «Неваляшка»

    Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

    Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

                                          «Гармоничный танец»

    В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

«Нарисуй свой страх, победи его»

    До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

    Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу и он скажет,что не боится больше.

«Маски»

    Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

«Расскажи свой страх»

    Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

    Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

    Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

«Необычное сражение»

    Количество участников – не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.

    Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

 

    Занятие специальными театральными играми и выполнение специальных упражнений предполагает решение следующих задач:

· Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

· Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

· Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

                                 Универсальная разминка

    Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:

· Голова, шея;

· Плечи, грудная клетка;

· Пояс, тазобедренная часть;

· Ноги, руки.

 

Упражнения для расслабления мышц «Голова, шея»

    Исходное положение: стоя, тело расслаблено.

1 - голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи;

2 - голова возвращается на исходное положение;

3 - наклонить голову вправо;

4 - исходное положение;

5 - запрокинуть голову назад потянув мышцы шеи;

6 - исходное положение;

7 - наклонить голову влево;

8 - исходное положение.

Упражнение «Встреча»

    Начинается свободное движение обучающихся по комнате. На партнеров смотреть не нужно. Двигаться, как бы погруженным в собственные мысли.

    Следующий этап – наполнение встречи эмоциями. Что выражает взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.

Далее при движении каждому, кто встретится нам на пути, нужно пожать руку. Темп не снижается, поэтому придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Важно не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами не обязательно: вся комната в распоряжении. В выборе  маршрута    приветствуется импровизация.

Теперь вместо рукопожатия нужно коснуться каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий.

«Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываете свой локоть и останавливаете бег, пока ведущий не проверит, все ли нашли себе пару. «Плечо!» -   значит, стоим плечом к плечу.

Упражнения на действенный жест - вместо фразы рождается жест, например, «Не трогай меня!», «Давай быстрее!», «Не шуметь!». На психологический жест – контраст слова и жеста: «Уходи!», а в это время сжимать в кулаке, например, шарфик или ключи. Актерская интонация - сказать одну и ту же фразу с разными оттенками, подтекстами.


Ответить на вопросы к теме:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow