Жан Огюст Доминик Энгр. Большая купальщица. 1808 г. Лувр, Париж

На этом холсте Энгр одним из первых среди европейских живописцев представил наготу героини просто как мотив бытового жанра. Композиция решена очень целомуд­ренно: золотисто-розовое тело на фоне холодноватой белизны простынь неподвижно, его оживляют нежные, виртуозные переходы светотени.

Жан Огюст Доминик Энгр. Одалиска и рабыня. 1839 г. Художественная галерея Уолтерс, Балтимор.

*Одалиска — наложница в гареме.

228

Жан Огюст Доминик Энгр.

Портрет Луизы д'Оссонвиль. 1842—1845 гг. Лувр, Париж.

Жан Огюст Доминик Энгр.

Источник. 1856 г. Музей Орсе, Париж.

мен — эта красивая и образованная дама не нуждалась в идеализации. И всё же, когда полотно было го­тово, кто-то сказал заказчице: «Должно быть, господин Энгр был в вас влюблён, если так вас напи­сал». В характерном жесте графини д'Оссонвиль, который художник за­имствовал из древнеримских рос­писей, слились воедино смирение и загадка. Художник нашёл для этого портрета неожиданный фон — зер­кало. Оно придаёт картине завора­живающую глубину и позволяет видеть фигуру героини сразу в двух ракурсах.

В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник», задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы. Энгровский «Источник» свидетель­ствует о том, что и в шестидесяти­летнем возрасте его автор сохранил свежие чувства, верный глаз и твёр­дую руку; по словам голландского художника Винсента Ван Гога, «эта вещь всегда была, есть и будет чем-то поистине новым».

Творческая биография Энгра за­нимает всю первую половину XIX в.: он учился у Жака Луи Давида и пережил Эжена Делакруа. Мастер неприязненно относился к роман­тикам, взбунтовавшимся против ака­демических традиций; поборники неоклассицизма считали его вож­дём. Однако в своих произведениях Энгр воплотил собственное, глубо­ко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий.

ТЕОДОР ЖЕРИКО

(1791 — 1824)

Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художест­венной мастерской отважился вы­ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвар­дии, идущий в атаку» («Портрет лей­тенанта Р. Дьедонне», 1812 г.). Лихой

229

Теодор Жерико.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: