Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). 1812 г. Лувр, Париж

всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар­тины, в сизо-багровое пекло боя; даже зрители чувствуют себя солда­тами, которых ведёт за собой Дьедонне.

Успех первой картины Жерико был омрачён известием о разгроме армии Наполеона Бонапарта в Рос­сии. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника — «Ра­неный кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.). Французский историк Жюль Мишле писал, что Теодор Жерико создал «как бы эпитафию сол­дату 1814 года».

В 1816—1817 гг. Жерико жил в Италии. Знакомство с произведени­ями мастеров эпохи Возрождения сочеталось с впечатлениями от по­вседневной жизни. Художника осо­бенно увлекли скачки неосёдлан­ных лошадей, которые он увидел в дни февральского карнавала в Риме. В живописной серии «Бег свобод­ных лошадей» (1817 г.) кисти Жери­ко доступна и выразительная точ­ность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончатель­но сформировался его индивиду­альный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими по­движными пятнами света.

Вернувшись в Париж, художник задумал картину в память о собы­тии, взволновавшем всю Францию. В июле 1816 г. близ островов Зелё­ного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под ко­мандованием неопытного капитана, получившего должность по протек­ции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пас­сажирами, из которых выжило толь­ко пятнадцать человек. Двенадцать дней спустя их спасло судно «Аргус». В картине «Плот „Медузы"» (1818— 1819 гг.) Жерико добивался макси­мального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре, портовом городе на северном побережье Франции. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную вели­чину. Взгляды тех, кто ещё не от­чаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шат­ком бочонке, машет красным плат­ком команде «Аргуса». Но корабль далеко, у самого горизонта, там ещё не заметили терпящих бедствие, а ветер относит их плот в противопо­ложную сторону. То отчаяние, то на­дежда по прихоти переменчивой

230

Теодор Жерико.

Раненый кирасир, покидающий поле боя 1814 г. Лувр, Париж.

Теодор Жерико.

Плот «Медузы». Фрагмент. 1818—1819 гг.

Лувр, Париж.

Теодор Жерико.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: