Формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению

                                                                                                           

                                                                                           Следует понять, что уверенность подобна деревьям, она не может сразу стать большой. Как и дереву, ей нужно время, чтобы прорасти, окрепнуть, набрать силу и, в конце концов, стать той внутренней опорой, которая позволит тебе справляться с самыми трудными и неприятными ситуациями. И помни, что воспитание уверенности требует времени, и ускорить этот процесс очень сложно, а сломать легко. Главное- чтобы твое движение в сторону большей уверенности было последовательным, а   скорость его может быть разной.                                                      М. Битянова, А. Шадура

Развитие уверенности в себе начинается с уст­ранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашеп­тывает ему: «Ты не сможешь это сделать...»

                                                                                                        М. Хилл. Закон успеха

Подростковый возраст — это период, протекание которого во многом предопределяет весь дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, жизненных целях и ценностях. Взрослеющий человек актив­но ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне по­знает как физический мир, так и мир человеческий взаимоотношений. От того, насколько благопо­лучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жиз­ненные успехи человека. Данная часть книги посвящена одной из важнейших психологических предпосылок благополучного взросле­ния — развитию уверенного поведения.

Уверенно вести себя — значит, уметь ставить и достигать цели, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и за­стенчивости, с честью выходить из конфликтов. Конечно, эти качест­ва развиваются на протяжении всей жизни, однако в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в под­ростковом возрасте. Поэтому основной акцент имеет смысл делать на формировании уверенного поведения именно у подростков.

                                                                                                   

Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающее в себя различные составляющие. Это поведение:

Целенаправленное. Цели — это образы предвосхищаемых резуль­татов, т. е. того, что человек рассчитывает получить в результате своих действий. При уверенном поведении он достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. Однако не любые цели служат предпосылкой уверенного поведения. Во-первых, они долж­ны быть реалистичными, т. е. принципиально достижимыми данным человеком с учетом имеющихся у него возможно­стей и ограничений. Во-вто­рых, должны быть конкретны­ми, такими, чтобы точно пред­ставлять, на основе чего, по каким именно критериям мож­но было бы судить, достигну­ты они или нет. В-третьих, бо­лее целесообразно определять для себя цели в позитивных терминах: как образ того, что планируется достигнуть, а не того, чего хотелось бы избежать.

 Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания по их поводу. Даже если цели ставятся дос­тижимые и действия совершаются именно те, которые позволяют к ним приблизиться, возникновение тех или иных затруднений в большинстве случаев все равно неизбежно. К ним следует отно­ситься как к жизненной данности. Но реагируют разные люди на эти затруднения по-разному. Для неуверенного человека они пре­вращаются в такие препятствия, которые вызывают массу нега­тивных переживаний, но конструктивную активность, направлен­ную на их преодоление, не вызывают. Человек тратит массу сил именно на эти переживания, при этом не продвигаясь к целям. Или, другая крайность, тратит все силы на преодоление возник­ших препятствий, которые в реальности вообще непреодолимы, вызвавшие их обстоятельства не зависят от человека. И, сталки­ваясь при этом с очередными неудачами, переживает все сильнее. Уверенный же человек способен к рациональному анализу возни­кающих затруднений и, если те представляются преодолимыми (при разумных, оправданных затратах времени и сил), тратит усилия именно на то, чтобы их преодолеть. Если же препятствия оказываются слишком серьезными или вообще непреодолимыми, такой человек не ломится лбом в закрытую дверь, а пересматри­вает цели или ищет другие способы их достижения.  

Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющуюся обстановку. Такой человек быстро ориентируется в ситуациях новизны и неопределенности, способен оперативно пересматривать те модели поведения, которые не приводят к положительным результатам. Особенно ярко гибкость проявляется в общении. Уверенный человек способен менять стиль своего об­щения в зависимости от того, с какими собеседниками он контак­тирует и в каких условиях это происходит. Он, в зависимости от ситуации общения, может принимать на себя различные социаль­ные роли и вести себя в соответствии с теми требованиями, кото­рые они предъявляют. Неуверенный же человек постоянно пря­чется за какую-то социальную роль, ведет себя согласно ей, без учета той ситуации, в которой находится (например, как военный, всегда и со всеми общающийся с командных позиций, настолько «сросшийся» с этой ролью, что для него становится практически невозможно общаться как-то иначе).

Социально ориентированное — направленное на построение кон­структивных отношений с окружающими: движение «к людям», а не «от людей» или «против людей». Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающи­ми, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Эта стратегия поведения сохраняется и тогда, когда человек встре­чается с затруднениями. Для их преодоления уверенный человек при необходимости использует социальные ресурсы, обращается к окружающим за поддержкой. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своем внутреннем мире, одиночест­во (движение «от людей»), либо противопоставление себя окру­жающим, вражду с ними, агрессию (движение «против людей»). Если человек склонен к какой-либо из этих стратегий, то при воз­никновении жизненных затруднений такая склонность тоже уси­ливается: замкнутый отторгается от людей еще больше, становится нелюдимым, а настроенный враждебно — переходит к открытой агрессии. В подавляющем большинстве случаев это приводит к то­му, что возникает своего рода заколдованный круг, проблемы в ре­зультате такого поведения усиливаются еще больше.

Сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регу­ляции. Когда обстановка требует немедленных действий, человек их совершает, но при необходимости может и управлять своими спонтанными реакциями. Это касается не только поведения, но и эмоционального реагирования. Такой человек не стремится к по­стоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости (например, когда обстановка не позволяет проявлять их внешне или они слишком сильные, препятствующие адекватному восприятию действитель­ности) он готов взять их под контроль.

  Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прила­гает усилия для достижения своих целей, но делает это, по воз­можности, не в ущерб интересам других людей. Конечно, уверен­ное поведение не означает жертвенную позицию и отказ от своих интересов. Напротив, такой человек готов отстаивать их весьма жестко, идти ради них на конфликт. Но, во-первых, в таких кон­фликтах он концентрируется именно на отстаивании своих инте­ресов, а не на том, чтобы оскорбить, унизить или обидеть собеседни­ка как личность. Во-вторых, уверенный человек не конфликтует без объективных поводов к тому. Если то, из-за чего возникла на­пряженность, для партнера важнее, чем для этого человека, или если ему важнее сохранить гармоничные взаимоотношения, он готов уступить, пожертвовать своими интересами. Для него пред­почтительнее не идти на принцип, а разрешить конфликт гибко, с учетом всех нюансов ситуации, в которой он возник.

Направленное на достижение успеха, а не на избегание неуда­чи. Человек центрирован на том, чтобы получить нечто позитив­ное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избе­жать возможных неприятностей. Размышляя над своими целями, такой человек представляет себе их успешное достижение, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный человек представляет его успешную сдачу и стремит­ся именно к этой цели. Неуверенный же представляет, как он «проваливает» экзамен, и устремлен к тому, чтобы эта ситуация не воплотилась в реальность. Первый из этих видов мотивации эффективнее и с большей вероятностью приводит к успехам. Во-первых, когда человек видит благоприятный исход предстоящего дела, его эмоциональное состояние куда лучше, чем когда он думает о неудаче. Как следствие, и его деятельность будет более эффективной, что повысит шансы на достижение успеха. Во-вто­рых, когда мы детально представляем что-либо, то волей-неволей начинаем воплощать это в реальность. Особенно ярко это заметно на примере так называемых идеомоторных движений — доста­точно представить себе какое-либо двигательное действие, как соответствующие мышцы начинают совершать небольшие, обычно незаметные для нас, но вполне реальные движения, нужные для него (этот эффект даже используется в спортивных трениров­ках). В сфере душевного реагирования происходит принципиально то же самое — что мы себе представили, то наша психика исподволь и начинает воплощать в действительность.

 Созидательное. Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было (будь то окру­жающие люди или собственные особенности психики), а вместо этого создает то, что считает нужным. Это как в бизнесе, где побеж­дает не тот, кто тратит ресурсы на борьбу с конкурентами, а тот, кто делает свое дело более эффективно, чем они. Победить дур­ную привычку — заменить ее хорошей. Отказаться от неэффек­тивного способа мышления или поведения — выработать другой, более эффективный. Преодолеть собственную неуверенность -значит, овладеть способами уверенного поведения. Как гласит на­родная мудрость, «лучше бороться за что-то, чем против чего-то».

► «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, при­тязания, интересы, чувства и т. п. в отношении своего окружения» (Старшенбаум, 2006, с. 92).

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и само­достаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно — в сфере межличностных отношений. Внеш­ние признаки уверенного и неуверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.

Человек, уверенный в себе, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него откры­тый взгляд, ровная осанка, спо­койный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения. Уверен­ный в себе человек умеет отстаи­вать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно-за­висимому поведению. Он откро­венно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых дей­ствиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты, способен отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим людям1.

Поведение неуверенного человека бывает двух типов: пассивно-зависимым и агрессивным.

Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, хо­дить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасо­вать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, обиняками, пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.

Неуверенность проявляется и через прямо противоположное, аг­рессивное поведение, когда кричат, оскорбляют, размахивают рука­ми, смотрят с презрением и т. п. Агрессивность в поведении, как это не покажется странным, тоже признак неуверенности. Такое поведе­ние характеризуется требовательностью или враждебностью, чело­век «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.

В табл. 8 (Алберти, Эммонс, 1998,) приведена сравнительная характеристика этих видов поведения.

Таблица8

 

Уверенное поведение

Неуверенное поведение

    А. Пассивно-зависимое Б. Агрессивное

Тот, кто совершает воздействие

Самоутверждается Жертвует своими интере­сами Самоутверждается за счет других
Эмоционален Скован Эмоционален
Доволен собой Уязвлен, обеспокоен Невысокого мнения о собеседнике
Делает выбор сам за себя Оставляет выбор за дру­гими Делает выбор за дру­гих

 

 

Уверенное поведение

Неуверенное поведение

    А. Пассивно-зависимое Б. Агрессивное
Может достигнуть же­лаемой цели Не достигает желаемой цели Достигает желаемой цели, уязвляя других

Тот, на кого направлено воздействие

Самоутверждается Испытывает стыд, чувст­во вины или раздражение Жертвует своими интересами
Эмоционален Невысокого мнения о воздействующем Уязвлен, унижен, за­щищается
Может достигнуть же­лаемой цели Достигает желаемой цели за счет воздействующего Не достигает же­лаемой цели

 В научной психологии для обозначения способности вести себя подобным образом зачастую используется понятие «ассертивность» (англ. assertiveness — настойчивость, самоуверенность, утвердительность). На наш взгляд, сущность этого явления вполне адекватно передается словосочетанием «уверенное поведение», и использовать заим­ствованное слово никакой необходимости нет, по крайней мере в контексте тренингов.

­ Иногда уверенное поведение рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как следствие избыточности уверенности. Между тем, результаты психо­логических исследований агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно высо­кой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее гово­рить о том, что она, как и застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.

В чем же тогда различие между теми, у кого неуверенность при­водит к застенчивости, и теми, у кого она проявляется в форме агрес­сии? Есть основания полагать, что основное различие между этими типами реагирования связано с тем, чему человек склонен припи­сывать ответственность за собственную неспособность достигнуть цели. Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не получается, потому что я сам плохой»). Агрессивные же перекладывают ответственность на дру­гих людей или на окружающую действительность в целом («У меня не получается, потому что ты мне мешаешь»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неуверенное:

     

 

Застенчивое

Ответственность принимается на себя

     

 

 

 

 
 

Уверенное

       

 

Агрессивное

Ответственность

 

 
   
  перекладывается на окружение  

 

 

 

     

 

В российской ментальности уверенность в себе нередко воспри­нимается как отрицательное качество, отождествляясь с наглостью и самодовольством. Между тем, объективных оснований приравни­вать эти понятия нет. Как уже подчеркивалось, уверенный человек отстаивает свои цели таким образом, что это не сопровождается дей­ствиями, направленными против окружающих, призванными нанес­ти им какой-либо вред.

Уверенность в себе отнюдь не означает безусловно-высокую само­оценку человека. Она подразумевает, что он, наряду с тем, что прини­мает себя в целом как личность, свои частные способности и умения оценивает реалистично, т. е. далеко не всегда высоко. Самооценка уверенного человека является не столько повышенной, сколько диф­ференцированной: каждая частность оценивается отдельно, но это не переносится на личность в целом. Неуверенный же человек обладает неустойчивой и малодифференцированной самооценкой, зачас­тую он рассуждает по схеме «Раз у меня это не получилось — значит, я сам плохой и ни на что не годный, ничего у меня не выйдет». Или, наоборот, «Раз это удалось, то должно получаться и все осталь­ное». И такие прямо противоположные суждения могут меняться по нескольку раз на дню под влиянием малозначимых, случайных факторов.

Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в си­туациях, связанных с общением. Так, В. Г. Ромек (2002) отмечает та­кие проявления неуверенности в себе в межличностных отношениях.

  * Страх быть отвергнутым или высмеянным. Он становится барье­ром, в результате действия которого люди даже не пытаются на­ладить отношения, поскольку заранее убеждены, что ничего хоро­шего из этого не выйдет.

 * Заниженная самооценка. Например, люди рассуждают таким образом: «Я посредственный, заурядный, никому не могу быть интересен»; «Я не смогу и двух слов вымолвить, общаясь с этим человеком». В результате такой человек, будучи заранее уверен в своей несостоятельности, даже не пытается качественно вы­полнить дело или выстроить отношения с интересующим его со­беседником.

Нерациональные убеждения, препятствующие межличностным контактам. Самые частые варианты этих убеждений: необосно­ванные обобщения («Доверчивость никому и никогда не прино-
сит ничего хорошего»), глобальные выводы из единичных фактов («Раз эта девушка мной не заинтересовалась — значит, я вообще неинтересный человек»), нереалистичные суждения о долженст
вовании («Я должен всем и всегда нравиться и не должен показы­вать свои истинные чувства»).

Излишнее стремление «соблюдать приличие», избежание вся­
ческих личных проявлений из опасения, что они могут кого-то за­деть, обидеть, произвести неблагоприятное впечатление («Что обо мне люди подумают?!») и т. п.

 Отсутствие навыков выражения чувств. Такие люди попросту не умеют говорить о своих личных переживаниях, все общение у них получается отвлеченным, касающимся каких-то внешних предме­тов, но никак не их самих, своих желаний, потребностей и чувств. Приведем примеры нескольких связанных с межличностным взаимодействием бытовых ситуаций, в которых у подростков доста­точно ярко проявляются навыки уверенного поведения или, напро­тив, отсутствие таковых.

· Беседа с продавцом в магазине: необходимость подробно расспро
сить его о каком-либо товаре, попросить продемонстрировать его,
перевесить продукты, проверить правильность расчетов и т. п.

· Завязать диалог с прохожим: спросить время, выяснить дорогу
в то или иное место, помочь найти автобусную остановку или ма­
газин, торгующий определенными товарами.

· Общение с учителем, преподавателем в вузе: уточнить критерии
выставления оценки за какую-либо работу, выяснить условия
сдачи экзамена, получить индивидуальную консультацию по не­
понятному вопросу

· В общественном транспорте: выяснить у кондуктора или пассажи­
ров маршрут движения, узнать, когда пойдет следующий автобус,
во сколько с утра начинается движение на данном маршруте и т. п.

· На дискотеке, в клубе и т. п.: завязать разговор с понравившейся
девушкой (для девушки — с парнем), пригласить или быть при­-
глашенной на танец, обменяться телефонами или адресами элек­-
тронной почты.

Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от осо­бенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно, в первую очередь, в общении не со старшими, а со сверстниками.

 
















Диагностика.

А теперь давайте выясним, насколько же Вы уверены в себе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: