Поэмы А. Т. Твардовского как отражение

 этапов идейно-художественной эволюции поэта

«Страна Муравия» Поэма о коллективизации Центральный мотив – мотив странствия (традиционный для фольклорной традиции, для традиции русской литературы XIX века (ср. с поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)), мотив поиска страны счастья, «Страны Муравии», которой оказывается колхозная усадьба 
«Василий Теркин» «книга про бойца» Изображение граней национального характера и судьбы народа, попытка сказать правду о войне. Воедино слиты искрящаяся юмором история похождения бывалого солдата, трагическое повествование о людском горе, глубокое проникновение в человеческую душу
«Дом у дороги» Поэма об огромных потерях и тяжелых последствиях войны Отказ от изображения войны в виде помпезных батальных полотен, воина – в виде незнающего поражений победителя. Изображение сломанных человеческих судеб, человеческих трагедий, утверждение возможности обретения счастья не смотря ни на что
«По праву памяти» Поэма о трагедии эпохи культа личности Сталина Изображение трагедии коллективизации, гибельности последствия утверждения «сын за отца не отвечает» как для отдельного человека, так и для страны в целом. Тема личной ответственности каждого, кто жил в те годы, за происходившее, предостережение от забвения прошлого.

 

Б.Л. Пастернак

(1890-1960)

1 этап (1910 -1930-е гг.) 1) лирика 1910-х гг. – попытка объединить эстетику футуризма и символизма (член футуристического объединения «Центрифуга»), сложная ассоциативная природа поэтики; 2) 1920-е гг. – обращение к лироэпике: центральная тема – тема революции решается через лирическую тему личной судьбы: Напрасно в годы хаоса Искать конца благого. Одним карать и каяться, Другим – кончать Голгофой; 3) 1930-е гг. – эпоха молчания (с 1931 г. не пишет стихов) Книги «Начальная пора», «Сестра моя жизнь»     Поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт»  
2 этап (1940-е – 1960) С 1940-х гг. – перемены в мировоззрении и резкая смена стиля (Б. Пастернак: «Я не люблю своего творчества до 1940 г.»). В мировоззрении: ориентация на взгляды Л.Н. Толстого (народность, чувство родины), библейское мироощущение. В области стиля – классическая простота и ясность. Центральный образ – «огромный образ России», воспринимаемый как образ «искупления за все беды и невзгоды человечества», путь художника трактуется как жертвенный путь: Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь.     Книга «На ранних поездах», Роман «Доктор Живаго» и др.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»

(1953 - 1968 гг.)

Поиски иной художественной стратегии Попытки гуманизации соцреализма Выход за рамки соцреализма
Осуществление попыток преодоления эстетических догм соцреализма за счет выхода в сферу надклассовой и надэпохальной философичности, выход на уровень обобщений общечеловеческого характера путем использования таких приемов как: символизация, смещение временных пластов, установление ассоциативных сюжетных связей, привлечение философских элементов на разных уровнях текста. Б. Пастернак «Доктор Живаго», Л. Леонов «Русский лес» Попытка концептуализации характера «простого советского человека» - идея ценности каждой отдельной личности (М. Шолохов «Судьба человека») Нарастание лирических тенденций, исповедальный характер - лирическая проза (К. Паустовский «Золотая роза», Ю. Казаков «Голубое и зеленое», В. Солоухин «Владимирские проселки» и др.); - фронтовая лирическая проза (Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», Г. Бакланов «Пядь земли», В. Астафьев «Звездопад»); - «поэтический бум» (А. Вознесенский поэмы «Мастера», «Лонжюмо», «Озо», Е. Евтушенко «Станция «Зима»», Р. Рождественский «Реквием», «Письмо в тридцатый век» и др.).  Открытие «лагерной темы» (начало творческого пути А. Солженицина, В. Шаламова). Усиление авангардных тенденций (О. Григорьев, В. Уфлянд, группа поэтов-«лионозовцев» и др.)

А.И. Солженицын

(род. 1918)

«Один день Ивана Денисовича»

А. Солженицын: «Конечно, можно описать вот все свои десять лет лагеря, там, всю историю лагерей, - а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».

Иван Денисович Шухов

(бывший колхозник и фронтовик, ныне заключенный)

 

Невыносимые страдания (выполняет в лагере «общие», т.е. самые тяжелые работы) Обретение смысла жизни (самое важное –не потерять человеческое достоинство, сохранить свое лицо). Гарантом сохранения человеческой личности становится сострадание: к Алешке-баптисту, к бывшему капитану второго ранга Буйновскому, к эстонцам, даже к Цезарю. 

 

Надежда на будущее:

тоска по свободному труду, по крестьянским дедовским заботам;

вера в то, что он вернется в родную деревню.

ЛИТЕРАТУРА 1970-1980-х гг.

(1968 – 1986 гг.)

Соцреализм периода упадка «деревенская проза» и «тихая лирика» Литература «гротеска» Интеллектуальная литература Новый модернизм Ранний постмодернизм
 «мутации» эпического жанра: производственный роман, идеологический и политический роман, новая историческая эпопея; поиски нового «героя времени»: дискуссия о положительном герое Идея возвращения к первоистокам народной жизни как попытка возрождения духовности современного человека.  (В. Белов «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», рассказы и повести В. Шукшина, В. Астафьева и др. Лирика В. Соколова, Н. Рубцова, О. Чухонцева и др.). Гротескное изображение советской действительности как мира со сдвинутыми аномальными представлениями. (Поэзия В. Высотскиго, проза В. Искандера, проза В. Войновича и др.). Философское осмысление бытия. (Рассказы Ю. Домбровского, Ю. Трифонов «Старик», «Дом на набережной», А. Вампилов «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и др.)     Возрождение философско-эстетической традиции литературы русского модернизма, осмысление достижений европейского модернизма в русской традиции (А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер и др.). Воплощение идеи абсолютной свободы во взглядах на мир. (А. Битов «Пушкинский дом», Вен. Ерофеев «Москва-Петушки»)

Ч. Айтматов

(род. в 1928)

«Плаха»

Значение заглавного образа-символа «плаха»:

1) мир и человек подошли к последней черте, оказались на краю гибели – на «плахе»;

2)  современный мир представляет собой место страданий и смерти – «плаху» - для человека;

3) аналогия с Христом и христианскими мучениками, которые во время казней и пыток – на «плахе» - демонстрируют величайшую высоту духа;

4) «плаха» как символ Апокалипсиса (конца света): за ней либо уход в небытие, падение в бездну, либо духовное возрождение; отсюда – мотив личной ответственности каждого «за все, что ни есть в мире».

Содержательная структура художественного пространства романа

Библейское измерение Человеческое измерение Природное измерение
Интерпретация евангельского повествования о последних днях Христа История жизни и последних дней Авдия и Бостона История жизни и последних дней семейства волков (Акбара и Ташчайнар)

 

Совокупность «личных катостроф»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: