этапов идейно-художественной эволюции поэта
«Страна Муравия» | Поэма о коллективизации | Центральный мотив – мотив странствия (традиционный для фольклорной традиции, для традиции русской литературы XIX века (ср. с поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)), мотив поиска страны счастья, «Страны Муравии», которой оказывается колхозная усадьба |
«Василий Теркин» | «книга про бойца» | Изображение граней национального характера и судьбы народа, попытка сказать правду о войне. Воедино слиты искрящаяся юмором история похождения бывалого солдата, трагическое повествование о людском горе, глубокое проникновение в человеческую душу |
«Дом у дороги» | Поэма об огромных потерях и тяжелых последствиях войны | Отказ от изображения войны в виде помпезных батальных полотен, воина – в виде незнающего поражений победителя. Изображение сломанных человеческих судеб, человеческих трагедий, утверждение возможности обретения счастья не смотря ни на что |
«По праву памяти» | Поэма о трагедии эпохи культа личности Сталина | Изображение трагедии коллективизации, гибельности последствия утверждения «сын за отца не отвечает» как для отдельного человека, так и для страны в целом. Тема личной ответственности каждого, кто жил в те годы, за происходившее, предостережение от забвения прошлого. |
|
|
Б.Л. Пастернак
(1890-1960)
1 этап (1910 -1930-е гг.) | 1) лирика 1910-х гг. – попытка объединить эстетику футуризма и символизма (член футуристического объединения «Центрифуга»), сложная ассоциативная природа поэтики; 2) 1920-е гг. – обращение к лироэпике: центральная тема – тема революции решается через лирическую тему личной судьбы: Напрасно в годы хаоса Искать конца благого. Одним карать и каяться, Другим – кончать Голгофой; 3) 1930-е гг. – эпоха молчания (с 1931 г. не пишет стихов) | Книги «Начальная пора», «Сестра моя жизнь» Поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» |
2 этап (1940-е – 1960) | С 1940-х гг. – перемены в мировоззрении и резкая смена стиля (Б. Пастернак: «Я не люблю своего творчества до 1940 г.»). В мировоззрении: ориентация на взгляды Л.Н. Толстого (народность, чувство родины), библейское мироощущение. В области стиля – классическая простота и ясность. Центральный образ – «огромный образ России», воспринимаемый как образ «искупления за все беды и невзгоды человечества», путь художника трактуется как жертвенный путь: Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. | Книга «На ранних поездах», Роман «Доктор Живаго» и др. |
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»
|
|
(1953 - 1968 гг.)
Поиски иной художественной стратегии | Попытки гуманизации соцреализма | Выход за рамки соцреализма |
Осуществление попыток преодоления эстетических догм соцреализма за счет выхода в сферу надклассовой и надэпохальной философичности, выход на уровень обобщений общечеловеческого характера путем использования таких приемов как: символизация, смещение временных пластов, установление ассоциативных сюжетных связей, привлечение философских элементов на разных уровнях текста. Б. Пастернак «Доктор Живаго», Л. Леонов «Русский лес» | Попытка концептуализации характера «простого советского человека» - идея ценности каждой отдельной личности (М. Шолохов «Судьба человека») Нарастание лирических тенденций, исповедальный характер - лирическая проза (К. Паустовский «Золотая роза», Ю. Казаков «Голубое и зеленое», В. Солоухин «Владимирские проселки» и др.); - фронтовая лирическая проза (Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», Г. Бакланов «Пядь земли», В. Астафьев «Звездопад»); - «поэтический бум» (А. Вознесенский поэмы «Мастера», «Лонжюмо», «Озо», Е. Евтушенко «Станция «Зима»», Р. Рождественский «Реквием», «Письмо в тридцатый век» и др.). | Открытие «лагерной темы» (начало творческого пути А. Солженицина, В. Шаламова). Усиление авангардных тенденций (О. Григорьев, В. Уфлянд, группа поэтов-«лионозовцев» и др.) |
А.И. Солженицын
(род. 1918)
«Один день Ивана Денисовича»
А. Солженицын: «Конечно, можно описать вот все свои десять лет лагеря, там, всю историю лагерей, - а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».
Иван Денисович Шухов (бывший колхозник и фронтовик, ныне заключенный)
| |
Невыносимые страдания (выполняет в лагере «общие», т.е. самые тяжелые работы) | Обретение смысла жизни (самое важное –не потерять человеческое достоинство, сохранить свое лицо). Гарантом сохранения человеческой личности становится сострадание: к Алешке-баптисту, к бывшему капитану второго ранга Буйновскому, к эстонцам, даже к Цезарю. |
Надежда на будущее:
тоска по свободному труду, по крестьянским дедовским заботам;
вера в то, что он вернется в родную деревню.
ЛИТЕРАТУРА 1970-1980-х гг.
(1968 – 1986 гг.)
Соцреализм периода упадка | «деревенская проза» и «тихая лирика» | Литература «гротеска» | Интеллектуальная литература | Новый модернизм | Ранний постмодернизм |
«мутации» эпического жанра: производственный роман, идеологический и политический роман, новая историческая эпопея; поиски нового «героя времени»: дискуссия о положительном герое | Идея возвращения к первоистокам народной жизни как попытка возрождения духовности современного человека. (В. Белов «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», рассказы и повести В. Шукшина, В. Астафьева и др. Лирика В. Соколова, Н. Рубцова, О. Чухонцева и др.). | Гротескное изображение советской действительности как мира со сдвинутыми аномальными представлениями. (Поэзия В. Высотскиго, проза В. Искандера, проза В. Войновича и др.). | Философское осмысление бытия. (Рассказы Ю. Домбровского, Ю. Трифонов «Старик», «Дом на набережной», А. Вампилов «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и др.) | Возрождение философско-эстетической традиции литературы русского модернизма, осмысление достижений европейского модернизма в русской традиции (А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер и др.). | Воплощение идеи абсолютной свободы во взглядах на мир. (А. Битов «Пушкинский дом», Вен. Ерофеев «Москва-Петушки») |
Ч. Айтматов
(род. в 1928)
«Плаха»
Значение заглавного образа-символа «плаха»:
|
|
1) мир и человек подошли к последней черте, оказались на краю гибели – на «плахе»;
2) современный мир представляет собой место страданий и смерти – «плаху» - для человека;
3) аналогия с Христом и христианскими мучениками, которые во время казней и пыток – на «плахе» - демонстрируют величайшую высоту духа;
4) «плаха» как символ Апокалипсиса (конца света): за ней либо уход в небытие, падение в бездну, либо духовное возрождение; отсюда – мотив личной ответственности каждого «за все, что ни есть в мире».
Содержательная структура художественного пространства романа
Библейское измерение | Человеческое измерение | Природное измерение |
Интерпретация евангельского повествования о последних днях Христа | История жизни и последних дней Авдия и Бостона | История жизни и последних дней семейства волков (Акбара и Ташчайнар) |
Совокупность «личных катостроф»