Мастер и Маргарита (1938)

Проблема истины в романе

Мастер (талант)                                                                          Маргарита (верность)

«О, как я все угадал!»                                                  «Кто любит, должен разделить

                                                                                        участь того, кого он любит» 

 

справедливость

 

 

Иешуа                                                       истина                          Воланд

«Злых людей нет на свете»                                     «Каждому будет дано по вере его»

 

добро

Один из центральных организующих мотивов романа –

Мотив противостояния

свободы и несвободы

Ершалаимские главы

  Иешуа Га-Ноцри – нищий бродяга, арестован и приговорен к смерти, но его мысль и дух свободны   Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, находится на вершине власти, но – раб кесаря, раб своего положения, невольный в своих поступках и решениях

Московские главы

  Оковы инструкций, догм, постановлений Оковы узости собственного отношения к миру
Мастер – абсолютная внутренняя свобода: его роман написан вне всякого насилия как извне (директивы, указания), так и над собой (события романа не сочинялись, а «угадывались»); Маргарита – свободный, не терпящий преград полет чувств, который не могут ограничить никакие внешние обстоятельства: ни спокойная комфортабельная устроенная жизнь в роскошном особняке, ни разрушительное действие государственной машины; Воланд и его свита – полнота свободы, недоступная в реальной жизни, воплощающаяся в стихии игры, карнавала, не имеющего никаких запретов и преград. Конферансье, бездарный артист, повторяющий избитые остроты; Кондукторша, при встрече с Бегемотом фиксирующая лишь нарушение порядка; Служащие Управления зрелищ, по распоряжению начальства поющие в хоровом кружке; Литературные критики, которые всегда говорят не то, что хотят сказать; Ответственный работник, сосед Маргариты, не расстающийся с портфелем с бумагами даже во время полета на шабаш; Иван Бездомный, находящийся в плену догматических наставлений Берлиоза; и др. Буфетчик варьете, добровольно лишающий себя всех радостей жизни; Берлиоз, образованный человек, литератор, сам руководствующийся узко догматическим подходом ко всем явлениям и навязывающий эти догмы молодым писателям – своим ученикам; и др.

Москва – Россия 1930-х

«нехорошая квартира», где «два года тому назад начались необъяснимые происшествия»: люди из этой квартиры начали бесследно исчезать Клиника профессора Стравинского – лечебница для душевнобольных
Зона несвободы, степень которой так велика, что может быть преодолена только путем вмешательства потусторонних сил. Но, побеждая свободу, несвобода не в силах ее уничтожить (Мастер и Маргарита обретают свободу и покой в иной реальности) Зона, где несвобода – душевная болезнь – излечивается: люди становятся собой (здесь находит временный приют Мастер, избавляется от наваждения несвободы Иван Бездомный, хоровики, конферансье). Но, покинув клинику, они вновь становятся жильцами «нехорошей квартиры» – возвращаются в зону несвободы.

Образы Воланда и его свиты в свете проблемы противостояния

свободы и несвободы*

                 разрушение догм                             регламентированность

                                                                                   догматизм

 

карнавализация

 

Карнавализация – термин, введенный в широкий литературоведческий обиход М.М. Бахтиным в книге «Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса» (1965), для обозначения комплекса понятий о человеке и мире, опосредованных особым представлением о реальности, возникающем в смысловом поле карнавала. Концепция карнавальной реальности связана с переворачиванием смысла традиционных бинарных оппозиций: мир как бы переворачивается с ног на голову, когда нищему воздаются королевские почести, речи дурака воспринимаются как высшая истина, христианские святыни подвергаются осквернению, даже представления о жизни и смерти меняются местами. Это объясняется тем, что обновление мира, его воскресение, происходит через умирание, символическим воплощением которого является карнавал. Так, концепция карнавала ярко проявляет себя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: мир Москвы 30-х гг. требует обновления и стихия карнавала, обрушившегося на него, свидетельствует об этом (особенно яркими карнавальными сценами являются сцены представления в театре Варьете и бала Сатаны).   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: