Сатира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сатира – вид комического, резкое, беспощадное осмеяние несовершенства мира, серьезных общественных и человеческих пороков. В Древней Греции сатира была обличительным жанром лирики, позднее черты сатиры стали присущи многим жанрам: они определяют специфику басни, эпиграммы, памфлета, комедии, сатирического романа и других жанров. Главная задача сатирика - утверждение прекрасных, возвышенных идеалов: красоты, добра, гармонии, пробуждение желания избавиться от недостатков через отрицание и высмеивание негативных явлений жизни.

Признаки сатиры:

 1) подчеркнутая тенденциозность при отборе изображаемых явлений;

 2) преувеличение изображаемых недостатков;

 3) сознательное заострение каких-либо проблем;

4) нарушение пропорций при создании модели мира. 

 Основные приемы сатирического:

 1) гипербола;

 2) гротеск;

 3) фантастическое заострение жизненных ситуаций.

Пороки, ставшие объектом сатиры М. Булгакова

Доносительство, предательство Алоизий Магарыч (донос на Мастера)
Безответственность, злоупотребление служебным положением Степан Лиходеев (постоянно лжет, ничего не делает и не может делать, т. к. совершенно некомпетентен)
«Подсиживание» друг друга Римский (радость по поводу последствий, которые ожидают Лиходеева за его «выходку»)
Бюрократизм Прохор Петрович (костюм, подписывающий бумаги)
Формализм в общественной работе Хор Управления зрелищ («Славное море, священный Байкал…»)
Мещанство, мелочные страстишки Сцены в Варьете
Торгсины, торгующие за валюту для иностранцев, и буфеты, продающие продукты «второй свежести» для своих Сцены посещения Бегемотом и Коровьевым валютного магазина и буфета театра Варьете

 

М.И. Цветаева

(1890-1941)

Период Основные особенности Произведения
Раннее творчество (1910-е гг.) Стремление к тождеству между собственной личностью и личностью лирической героини, жизнью и словом – дневниковый характер, высочайшая степень интимности лирики. «Театрализованное» обыгрывание широкого круга тем, примерка различных масок (маски цыганки, грешницы, куртизанки, участницы разбойничьей вольницы и др.) Сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь»     Сборник «Юношеские стихи»
2. Творчество кануна и начала революции, периода гражданской войны (1916-1917 – нач. 1920-х гг.) Расширение пределов поэтической личности, пытающейся вобрать в себя «ветер России», нарастание трагедийности в восприятии мира и судьбы, проявление яркой фольклорной тенденции в поэтике Сборники «Версты I» «Версты II» Поэмы «Царь-Девица», «Переулочки» и др.
3. Творчества периода эмиграции (1922 –1939) Поэзия разлада, поэзия контраста: острая необходимость дома – чувство бездомности и бесприютности; жажда любви – неутоленность чувства; духовный голод – мир мещанской сытости и др. Сборник «После России», «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Воздуха» и др.
4. Последние годы (1939-1941) Протест против всякого насилия, потребность «в созвучном» человеческом сердце: «в Бедламе нелюдей отказываюсь – жить». Сборник «Стихи к Чехии»

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Характерные тенденции в литературе 1 периода Великой Отечественной войны

Поэзия (жанрово-стилевое многообразие)  Публицистика (тематика, проблематика)
1. Песенная лирика – возможность обращения к самой широкой аудитории, непосредственного воздействия на умы и души людей (В. Лебедев-Кумач, Е. Долматовский, М. Лиснянский, А. Фатьянов и др.) 2. Лирическое стихотворение – а) обращение к формам и жанрам народного творчества: клятва, плач, проклятье, заклинание и др. (А. Ахматова, Д. Бедный, А. Твардовский, С. Михалков и др.); б) изображение психологии человека на войне (К. Симонов, М. Алигер, А. Сурков, М. Исаковский, П. Коган, М. Кульчицкий и др.); в) соединение исповедального лирического начала с элементами лирического повествования (О. Бергольц, П. Антакольский, В. Инбер и др.) 3. Лиро-эпические жанры – а) поэма (Н. Тихонов, М. Алигер, П. Антакольский и др.); б) героическая баллада (Н. Асеев, С. Кирсанов, И. Сельвинский, Л. Мартынов, Б. Пастернак и др.)   1. Философское и историческое осмысление понятия «Родина»; 2. Исследование черт национального характера; 3. Разоблачение фашизма и его идеологии, несущей угрозу существованию мировой культуры и цивилизации. (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, М. Шолохов и др.) В литературе этого периода малый эпический жанр – рассказ – сближается с публицистическими жанрами (А. Толстой, Л. Соболев, Н. Тихонов)

Характерные тенденции в литературе 2 периода и конца Великой Отечественной войны

Усиление эпического начала:

1. Стремление отразить народный взгляд на войну;

2. Тенденция к охвату и изображению широкого спектра чувств человека периода Великой Отечественной войны;

3. Попытка создания типа советского солдата как воплощения тех качеств, которые помогли одержать победу в войне;

4. Интерес к исторической тематике, позволяющей взглянуть на события войны в более широком историческом ракурсе.

- Лиро-эпос (поэмы А. Твардовского, А. Прокофьева, Б. Ручьева и др.)

- повесть (Л. Леонов и др.)

- исторический роман (А. Шишков, А. Степанов).

А.Т. Твардовский

(1910-1971)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: