гибель как залог возрождения
Авдий (аналогия с судьбой Христа)
Бостон (аналогия судьбой Иова)
Человек природа Акбара (Великая матерь всего сущего)
браконьеры
наркокурьеры
Базарбай
гибель как небытие
В. П. Астафьев
(1924 – 2001)
«Печальный детектив»
Центральная проблема – проблема народа, рассмотренная в специфическом ракурсе: отказ от идеализации образа народа, характерной для деревенской прозы 1960 – н. 1980-х гг.
Исследование «мутаций» русского национального
|
|
характера на конкретно-жизненном материале эпохи перестройки
«Распалась связь времен» - утрата чувства ответственности за прошлое и будущее | Извращенная реакция окружающих на фигуру преступника и на факт наказания за содеянное | «Вымирание» подлинной интеллигенции |
Дети во время похорон напиваются до такой степени, что забывают опустить умершего отца в могилу; родители оставляют младенца в автоматической камере хранения и др. | Жертва изнасилования тетя Граня жалеет молодых преступников, попавших за решетку; толпа защищает от милиции убийцу, в пьяном угаре заколовшего ножом нескольких человек и др. | Те, кто называют себя интеллигентами, но таковыми не являются, создают моральную почву для преступности, т.к. постоянно преступают нормы нравственности: следователь Пестерев не едет на похороны матери, чтобы не пошло насмарку лечение в санатории и др. |
Поиски выхода:
Семья – залог устойчивости общества
Центральный персонаж –
Леонид Сошнин
оперуполномоченный начинающий писатель
Взгляд на жизнь народа изнутри, Способность к осмыслению происходя-
возможность соприкоснуться с щих процессов, к аналитическим
разными сторонами жизни, умозаключениям, стремление к
сконцентрированность на негативных переосмыслению классической
проявлениях национального характера традиции прекраснодушного отношения
|
|
к народу, возможности обрести
прощение даже за самое страшное
преступление
Жанрово-стилевые особенности повести «Печальный детектив»:
1) жанр – художественно-публицистическая повесть;
2) разнородность стиля: использование информационного, художественного и публицистического стилей;
3) сочетание трех пластов: сюжетный слой, размышления героя, авторские сентенции.
В. Г. Распутин
(род. 1937)
«Пожар»
Значение заглавного образа «пожар»
Реально-конкретное | Символическое | ||
Пожар, охвативший склады в поселке, высветивший позитивные и негативные стороны жизни | Бедствие, охватившее Россию, уничтожающее вековые традиции русского народа, демонстрирующее резкое размежевание людей | ||
Жители, пытающиеся спасти народное добро | Жители, стремящиеся нажиться на беде | Люди, живущие по совести, исповедующие извечные нравственные законы | Люди, погрязшие во грехах, утратившие представления о добре и зле |
Центральный персонаж – Иван Петрович Егоров –
тип «крестьянина-правдолюбца», стремящегося ответить на вопрос, в чем
причина разгоревшегося пожара, почему изменилась окружающая действительность:
1) «раскрестьянивание» крестьянства;
2) потребительское отношение к природе – люди способны только брать;
3) утрата чувства «артельности», общности;
4) исчезновение чувства дома, отношение к своему месту жительству как ко временному пристанищу.
Жанрово-стилистические особенности повести «Пожар»:
1) автор стремится выступить не столько как писатель, сколько как исследователь современной действительности, ее нравственных проблем, желая способствовать исцелению общества. Таким образом, на первый план выступает не эстетическая, а общественно-политическая и этическая функции;
2) публицистический характер;
3) проповеднический пафос;
4) неопочвеннические тенденции.
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ