Упражнение 13. Цифровой диктант. Списывать предложения не нужно

Пропустите две строчки и запишите тему нашего второго урока

ТЕМА: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП).

Цель: закрепить полученные знания о СПП; тренироваться в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки исследовательской деятельности. воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.

ТЕОРИЯ! (Можно распечатать.) ВЫУЧИТЬ!

В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если... то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только, нежели, откуда, отчего, пока, поскольку, почему, словно, так как, так что, только что, точно, хотя, чей, чем, что, чтобы и др. Придаточная часть в сложноподчиненном предложении выделяется запятыми с двух сторон, если стоит внутри главной части; если же придаточная часть стоит перед главной частью или после нее, то отделяется от нее запятой: Двойное небо, когда облака шли в разные стороны, кончилось дождем на два дня (Пришв.); Когда стемнело, я зажег лампу (Пришв.);.

2.Запятая между главной частью и придаточной, присоединяемой простым союзом или союзным словом, не ставится:

а) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и (или частица): Не вернул он мне книгу и когда прочитал ее,

б) если перед подчинительным союзом или союзным словом есть частица не: Готовиться к экзаменам надо не когда начнется сессия, а задолго до этого(не... а);

в) если придаточная часть усечена до одного союзного слова (одиночно употребленное союзное слово теряет функцию придаточного предложения): Учащимся назначили экзамен, но не уточнили когда; Со стороны проспекта кто-то шел — издали было неясно кто (Пелев.);

г) если придаточная часть, благодаря союзам и, или, включается в ряд однородных членов: Во время работы и когда вышел фильм, я не очень-то разобрался в нем (газ).

В сложноподчиненных предложениях могут употребляться сложные по составу союзы: благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др.

Союзы могут входить целиком в придаточную часть, и тогда запятая ставится перед первой частью союза: Он [день] казался громадным, бесконечным и деятельным, несмотря на то что в пути мы даже не говорили друг с другом (Пауст.),

Но союзы могут расчленяться — в зависимости от смысла предложения, логического выделения (усиления) первой части союза. В этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части как соотносительное слово: Это трудно понять молодежи потому, что этой России уже нет (Пауст.). Ср.: Это трудно понять молодежи, потому что этой России уже нет.

В сложноподчиненных предложениях с несколькими однородными придаточными знаки препинания ставятся по правилам, действующим при отделении однородных членов простого предложения:

1. Между однородными придаточными, не соединенными сочинительными союзами, ставится запятая: Я помню, как мы бежали по лесу, как жужжали пули, как падали отрываемые ими ветки, как мы продирались сквозь кусты боярышника (Гарш.) — четыре придаточные части изъяснительные, не соединенные сочинительными союзами.

2. Между двумя придаточными, соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами и, или, либо, да (в значении «и»), запятая не ставится (при этом подчинительный союз или союзное слово может и не повторяться): Подходя к дому, я вспомнил, что неподалеку в еловом перелеске с можжевельником не раз спугивал старого петуха-черныша и еще там жила матка с одним молодым петушком (Пришв.) — две придаточные части изъяснительные, соединенные союзом и;

3. Если однородных придаточных частей несколько и последняя из них присоединяется сочинительным союзом и, то перед союзом и запятая не ставится:...Мама сказала, что дядя Коля настаивает, чтобы я переехал на время к нему в Брянск, что он устроит меня в брянскую гимназию и что это совершенно необходимо... (Пауст.) — три придаточные части изъяснительные, третья из которых присоединяется союзом и.

4. Между двумя придаточными частями, соединенными противительными союзами, запятая ставится: С этим Васькой мы давно связаны, когда у него был Карай, а мою собаку Анчара застрелили на охоте (Пришв.) — две придаточные части времени, соединенные союзом а.

5. При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными частями ставится: Глубокой осенью, собравшись вокруг костра, мы с удовольствием вспоминали, как недавно в этих местах мы собирали грибы и ягоды, и как приезжали к нам в гости друзья из города, и как всем было весело и беззаботно (газ.) — три придаточные части изъяснительные, соединенные повторяющимся союзом и.

6. Если однородные придаточные части соединены разными одиночными сочинительными союзами, запятые между ними не ставятся: Очень раздумывать, однако, о том, что двоилось у меня в глазах или на самом деле след был двойной и как могло быть, что от одной птицы шел двойной след, — времени у меня не было (Пришв.) — три придаточные части изъяснительные, соединенные союзами или и и.

 

Упражнения на закрепления теоретических знаний.

Упражнение 13. Цифровой диктант. Списывать предложения не нужно.

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0".

Верно ли утверждение, что:

1.Союзы что, если, где – подчинительные?

2.Определение не отвечает на вопрос чей?

3.Предложение – это синтаксическая единица?

4.Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5.Союз однако – подчинительный?

6.Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

 

Упражнение 14. Спишите. Вставьте подчинительные союзы и союзные слова.(надпишите над ними: союз.слово/союз. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы.

1.Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий.)

2.Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

3.Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

4.Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий)

5.Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий)

 

  Упражнение 15. Комплексный анализ текста.

 (1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Письменно! Задания:








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: