Особенности детского голоса и его охрана

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Певческая азбука ребёнка»

Автор: Заболотских Людмила Ивановна

 

г.Березники, 2020 г.

Певческая азбука ребёнка

    Пение по праву считается первичным их всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкального ребёнка.

    Г.Рукавишников писал, что дети, которые сначала учились петь, а потом играть, достигают успехов в музыке быстрее, нежели те, которые пению не учились. Именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов воспитания школьников.

    Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса уже в дошкольном возрасте? На этот вопрос можно ответить словами великого учёного И.П.Павлова о том, что каждый орган человека устроен так, чтобы выполнять определённую функцию в организме, т.е. конструкция и функция тесно связаны, значит в процессе обучения пению можно влиять на формирование работы голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, т.е. в детстве.

    Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло. Чтобы научиться правильно петь, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Недоразвитость одного из его компонентов может стать причиной неправильного (нечистого) интонирования.

    Обучение пению детей – одна их труднейших задач музыкального воспитания дошкольников. Главным условием формирования певческих навыков дошкольников является развитие у них основных музыкальных способностей:

- чувства ладовой устойчивости;

- музыкально-слуховых представлений;

- чувства ритма, поскольку освоить певческую азбуку без формирования у ребёнка этих способностей невозможного даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос.

    Существует несколько причин нечистого пения. Одной из них может быть неразвитое ладовое чувство.

    Развить ладовое чувство поможет:

- восприятие музыки, при котором происходит узнавание и запоминание мелодии;

- обучение певческим навыкам (работа над чистотой интонации, где ребёнок прислушивается к голосу взрослого или звучанию инструмента, затем подстраивается под это звучание);

- использование специальных несложных упражнений (приложение);

- обучение пению без музыкального сопровождения, при этом постоянно сверяется правильность звучания голоса с инструментом (приложение).

    Опыт работы позволяет сказать, что ладовое чувство можно развить у большинства детей до пятилетнего возраста.

    Ещё одной причиной нечистого пения может быть слабо развитая музыкальная способность музыкально-слуховых представлений, которая проявляется в том, что ребёнок не умеет:

- воспроизводить музыкальный звук (повторить голосом);

- различать звуки высокие и низкие;

- различить правильно спетую кем-то мелодию от неправильно исполненной.

    В решении данной проблемы доминирующее значение имеет звуковысотный слух. Формирование его целесообразно начинать в условиях лада, т.е. при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков. В мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее различать звуки по высоте и воспроизводить их. На первых порах обучения хорошо использовать музыкальную лесенку (до-соль), которая способствует закреплению навыков ребёнка в моделировании высоты звука движением руки. Когда будет какой-то результат, можно применять «релятивную» систему, где положение пальцев и кисти руки обозначает определённую ступень (высоту звука) в звукоряде.

    Внедрение этой системы даёт положительный результат не только в развитии музыкально-слуховых представлений, но и ладового чувства.

    Овладение навыками пения – сложный, длительный процесс, и результат достигается путём упорных занятий и многочисленных проб и ошибок, которых так боятся дети. В итоге ребёнок сможет не только приобрести (развить) способность музыкально-слуховых представлений, но и научиться владеть своим голосом, координировать его. При пении происходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладового чувства) и репродуктивного (певческого голоса).

    В отличие от других музыкальных способностей, способность к пению у ребёнка часто обнаруживается уже в раннем дошкольном возрасте (в возрасте 2-3 лет). С такими детьми следует проводить индивидуальную работу по развитию данной способности.

    Голос человека способен передать богатейшую гамму чувств, поэтому очень важно с детского возраста сохранить лучшие качества голоса: полётность, звонкость, гибкость.

 

Певческая установка

    Во время пения рекомендуется контролировать себя, постоянно сохраняя певческую установку (правила пения):

- сидеть ровно, не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать;

- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания.

Известный хормейстер Л.М.Абелян учит так детей:

- следи, чтобы во время пения рот был округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу;

- мышцы лица не напрягай;

- открывай рот только в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука;

- при вдохе и выдохе старайся не толкать звук.

    Детям нужно объяснить, что певческий звук во многом зависит от работы наших губ, положения языка, его соприкосновения с зубами и нёбом, открытием рта в ширину или высоту.

    Следует помнить об особенностях детского голоса и его охране.

 

Особенности детского голоса и его охрана

    Существует ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования ребёнка от аналогичных органов взрослого человека:

- гортань расположена выше, чем у взрослых;

- объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует;

- голосовая мышца практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

- отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат поднимая плечи, от этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

    Кроме того, детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, небольшой силой звучания, высоким головным резонированием. С целью охраны детского голоса следует:

- учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара;

- осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона;

- беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.) одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: