Звуковысотный слух и его развитие

    Не всегда ребёнок, имеющий хороший голос, обладает в такой же степени звуковысотным слухом, который особенно важен для вокалиста.

    Б.М.Теплов говорил: «Музыкальный слух по существу должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным. Поэтому развитие звуковысотного слуха у ребёнка должно быть первостепенной задачей педагога.

    Недоразвитость звуковысотного слуха является одной из распространённых проблем, в том числе и у музыкально одарённых детей в области пения. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем несложную мелодическую линию.

    Для развития звуковысотного слуха у детей (начиная с раннего дошкольного возраста) можно использовать такие игровые упражнения (в 1 октаве):

- «Гудок» - умение сливаться с голосом педагога,

- «Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные слоги в доступном диапазоне, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз (упр. №2, 5, 7, 8 в приложении).

- «Лошадки» - кончиком языка производить щёлчки, издавая звуки разной высоты, постепенно подстраивая звуки в унисон.

- «Разговор на языке животных и птиц» - воспроизведение пения петуха, кудахтанья курицы, кукования кукушки, кряканья утки, писка мышки, цыплёнка, мяуканья кошек, лая собак и др.

    Эти упражнения имеются в приложении 3 №2, 5, 7, 8. 10; приложение 5 №2. 4, 13, 18, 19, 20.

Развитие мелодического слуха

    Мелодический слух представляет собой синтез интервальных и ладовых ощущений. Интервальные ощущения определяются понятием величины разновысотности между звуками. Под ладовыми подразумеваются отношения звуков мелодии к устойчивым звукам лада. Эти ощущения составляют эмоциональный компонент музыкального слуха.

    Для развития мелодического слуха можно использовать следующую методику:

- учить определять направление движения мелодии – вверх, вниз;

- пропевать мелодию по фрагментам, с инструментом, затем без него;

- использовать простейшие попевки для запоминания мелодии;

- вначале работать над освоением песни на слоги с гласными [у], [ю], [я], [е], [и], что укрепляет память (слуховую, логическую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику;

- повторяя задание, обогащать его новыми элементами в ассоциациях, ощущениях, в технических приёмах;

- чередовать пение сольфеджио с пением наизусть. (приложение 5 №11, 15, 29).

    Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент, на котором следует научиться «играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: