Распевание и его задачи

    Прежде чем приступить к занятию пением, необходимо произвести разминку (гимнастику) голосового аппарата – распевание. Упражнения для распевания бывают двух видов:

- специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;

- упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках, которые исполняются в разных тональностях сверху вниз или наоборот.

    Начинать распевание следует в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяя его вверх, предлагая исполнение

 

Основные вокальные навыки

    Основные вокальные навыки включают в себя:

- артикуляцию;

- слуховые навыки;

- навыки эмоционально-выразительного исполнения;

- певческое дыхание;

- звукообразование.

    Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет работа над чистотой интонации, в развитие которой имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

    Навык артикуляции включает:

- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

- постепенное округление фонем;

- умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

- умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном темпе, ритме.

    При пении все гласные округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному «о». Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены, без которого невозможно исполнить протяжные песни.

 

Формирование навыка правильного звукообразования

    Формирование певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

1. На отдельных гласных звуках найти естественное, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует удобная часть диапазона голоса ребёнка – средняя.

2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов, целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.

3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

 

Слуховые навыки

    К слуховым навыкам можно отнести:

- слуховой самоконтроль;

- слуховое внимание;

- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие пения правильного от неправильного;

- представление о певческом правильном звуке и способах его образования.

 

Навык дикции

    Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Часто, обучая пению ребёнка, педагоги говорят: «Петь нужно, как говорить». Это значит, что необходимо при пении чётко произносить текст, используя для этого не столько мягкое нёбо, сколько твёрдое нёбо и зубы, ротовую полость, а также грудные резонаторы. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать:

1. Упражнения артикуляционной гимнастики;

2. Скороговорки, которые можно произносить в едином ритме, вначале в медленном темпе, постепенно ускоряя по мере выучивания текста, с твёрдой атакой звука и утрированно активной работой губ; петь на звуке одной высоты, петь как упражнение для распевания, поднимаясь по полутонам вверх и вниз.

 

Навык певческого дыхания

    Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей, однако при упорной индивидуальной работе с ребёнком можно освоить технику распределения дыхания, состоящую их трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания:

1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха (детям объяснить – «воздух втянули и задержали его в животе», «затормозили» выдох – «надули шарик» мышцами живота;

3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении (медленно через рот на звук «пф» выпускаем воздух) – «сдуваем шарик».

    Такое упражнение следует повторять с ребёнком на каждом уроке индивидуально и это даст искомый результат.

 

Навык эмоционально-выразительного исполнения

    Навык эмоционально-выразительного исполнения заключается в способности отражать музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения. Он достигается:

- выразительностью мимики лица;

- выражением глаз;

- выразительностью движений и жестов;

- тембровой окраской голоса;

- динамическими оттенками;

- заострённостью фразировки;

- чистотой интонирования;

- выразительностью дикции;

- выразительностью темпа;

- наличием пауз, имеющих логическое значение.

    Однако самым трудным и необходимым во всей системе обучения пению является навык певческого дыхания, без техники освоения которого вся работа в данном направлении будет неполноценной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: