Практикой работы подтверждена система формирования гласных в обучении пению дошкольников:
- гласные, при которых хорошо открывать гортань, звук льётся свободно, без напряжения, отсутствует носовое звучание, предпочтение отдаётся гласной [у];
- йотовая гласная [ю] – с целью выработки высокой певческой позиции, мягкости звучания;
- гласные [о], [е] – с целью выработки округлённого, красивого звучания;
- гласная [и] - с целью поиска яркого звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
- [а], [е] – при их звукообразовании гортань резко сужается, а в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани, кроме того, широкое открывание рта на звук [а] снижает активность дыхания и голосовых связок.
Формирование гласных в пении происходит также, как и в речи, но их произношение должно быть более активным и чётким.
Об особенностях произношения согласных в пении
В пении согласные формируются также, как и в речи, но их произношение должно быть более активным и чётким, проговариваться максимально коротко. Кроме того, некоторые согласные имеют свои особенности в произношении:
1. зубные согласные [д], [з], [с], [т] – в их произношении активное участие принимают зубы, стоящие перед мягкими согласными, смягчаются: [д’]венадцать, пе[с’]ня и т.д.
2. согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо: «прежний», «внешний» и т.д.
3. согласный [н] перед мягкими согласными произносится мягко: «песень-ник», «весень-ний» и т.д.
4. согласные звонкие (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие: ду[п], ло[п], бере[к]. Перед глухими согласными звонкие также оглушиваются: «у берёз[с]ки» и т.д.
5. частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо: [са], [с], возвратимс[а], верну[с] – без «ь».
6. сочетание «чн», «чт» произносится как «шн», «шт» [конешно, скушно].
7. в сочетаниях [стн, здн] «т» и «д» не произносятся: «грусно», «позно».
8. сочетания «сч» и «зч» произносятся как долгое [щ] – «щщастье», «перевощщик».
Работа над дикцией идёт параллельно работе над формированием ровного тембрового звучания голоса.
Тембр голоса. Роль певческих регистров. Атака звука
Именно тембр певческого голоса является носителем основной информации о характере звучания. По тембру различают типы голосов и узнают певцов – исполнителей. На тембровое звучание голоса оказывают влияние многочисленные факторы:
- особенности анатомии и морфологии детской гортани, доказательством того является зависимость типа голоса от размеров голосовых связок и гортани, как правило, чем больше гортань, тем ниже голос;
- гормональный фактор, т.е. деятельность желёз внутренней секреции, которые оказывают воздействие на многие функции организма человека.
Связь вокальной функции с эндокринной системой подтверждает то, что голоса мальчиков и девочек до момента полового созревания на слух почти не различны. Явное различие наступает только после мутации голоса.
Формирование ровного тембрового звучания голоса по всему рабочему диапазону – одна из основных задач вокальной методики. Ребёнка необходимо учить петь разные по высоте звуки, сохраняя одинаковый настрой гортани. Его легче сохранить при пении звукорядов с постепенным движением в маленьком диапазоне, т.к. ребёнок легче сохраняет на нижнем звуке настрой голосовых связок, непроизвольно и легко полученный на верхнем звуке. Это необходимо учитывать при подборе упражнений и песенного репертуара.
Использование грудного регистра голоса рекомендуется у детей с ярко выраженной способностью пения в народной исполнительской манере.
Фальцетный регистр отличает пение небогатое по тембру звучания, но зато достаточно широким за счёт использования более высоких звуков.
Работу над тембром голоса ребёнка лучше начинать именно с фальцетного звучания, т.к. такой режим работы голосовых связок считается самым простым и удобным.
Взаимодействие голосовых связок и дыхания определяет так называемую атаку звука. Их известны четыре вида: твёрдая, очень твёрдая, мягкая, очень мягкая (придыхательная). От выбранной в самом начале исполнения атаки зависит характер звука на всём его дальнейшем протяжении.
Основной правильного звукообразования ребёнка является мягкая атака звука, т.к. при её использовании связки работают в экономном режиме при наименьшей степени утомляемости и изнашиваемости. Твёрдая и придыхательная атаки в работе с детьми используются гораздо реже.
Довольно эффективным средством выравнивания звучания детского хора и настройки голоса при распевании является пение закрытым ртом. Оно помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах (головных). При переходе к пению с открытым ртом это ощущение помогает находить близкую вокальную позицию (звук на губах, а не глубоко). (упр. №1, 25, 27, 28 в приложении).