Система формирования гласных в пении

    Практикой работы подтверждена система формирования гласных в обучении пению дошкольников:

- гласные, при которых хорошо открывать гортань, звук льётся свободно, без напряжения, отсутствует носовое звучание, предпочтение отдаётся гласной [у];

- йотовая гласная [ю] – с целью выработки высокой певческой позиции, мягкости звучания;

- гласные [о], [е] – с целью выработки округлённого, красивого звучания;

- гласная [и] - с целью поиска яркого звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

- [а], [е] – при их звукообразовании гортань резко сужается, а в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани, кроме того, широкое открывание рта на звук [а] снижает активность дыхания и голосовых связок.

    Формирование гласных в пении происходит также, как и в речи, но их произношение должно быть более активным и чётким.

 

Об особенностях произношения согласных в пении

    В пении согласные формируются также, как и в речи, но их произношение должно быть более активным и чётким, проговариваться максимально коротко. Кроме того, некоторые согласные имеют свои особенности в произношении:

1. зубные согласные [д], [з], [с], [т] – в их произношении активное участие принимают зубы, стоящие перед мягкими согласными, смягчаются: [д’]венадцать, пе[с’]ня и т.д.

2. согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо: «прежний», «внешний» и т.д.

3. согласный [н] перед мягкими согласными произносится мягко: «песень-ник», «весень-ний» и т.д.

4. согласные звонкие (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие: ду[п], ло[п], бере[к].  Перед глухими согласными звонкие также оглушиваются: «у берёз[с]ки» и т.д.

5. частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо: [са], [с], возвратимс[а], верну[с] – без «ь».

6. сочетание «чн», «чт» произносится как «шн», «шт» [конешно, скушно].

7. в сочетаниях [стн, здн] «т» и «д» не произносятся: «грусно», «позно».

8. сочетания «сч» и «зч» произносятся как долгое [щ] – «щщастье», «перевощщик».

    Работа над дикцией идёт параллельно работе над формированием ровного тембрового звучания голоса.

 

Тембр голоса. Роль певческих регистров. Атака звука

    Именно тембр певческого голоса является носителем основной информации о характере звучания. По тембру различают типы голосов и узнают певцов – исполнителей. На тембровое звучание голоса оказывают влияние многочисленные факторы:

- особенности анатомии и морфологии детской гортани, доказательством того является зависимость типа голоса от размеров голосовых связок и гортани, как правило, чем больше гортань, тем ниже голос;

- гормональный фактор, т.е. деятельность желёз внутренней секреции, которые оказывают воздействие на многие функции организма человека.

    Связь вокальной функции с эндокринной системой подтверждает то, что голоса мальчиков и девочек до момента полового созревания на слух почти не различны. Явное различие наступает только после мутации голоса.

    Формирование ровного тембрового звучания голоса по всему рабочему диапазону – одна из основных задач вокальной методики. Ребёнка необходимо учить петь разные по высоте звуки, сохраняя одинаковый настрой гортани. Его легче сохранить при пении звукорядов с постепенным движением в маленьком диапазоне, т.к. ребёнок легче сохраняет на нижнем звуке настрой голосовых связок, непроизвольно и легко полученный на верхнем звуке. Это необходимо учитывать при подборе упражнений и песенного репертуара.

    Использование грудного регистра голоса рекомендуется у детей с ярко выраженной способностью пения в народной исполнительской манере.

    Фальцетный регистр отличает пение небогатое по тембру звучания, но зато достаточно широким за счёт использования более высоких звуков.

    Работу над тембром голоса ребёнка лучше начинать именно с фальцетного звучания, т.к. такой режим работы голосовых связок считается самым простым и удобным.

    Взаимодействие голосовых связок и дыхания определяет так называемую атаку звука. Их известны четыре вида: твёрдая, очень твёрдая, мягкая, очень мягкая (придыхательная). От выбранной в самом начале исполнения атаки зависит характер звука на всём его дальнейшем протяжении.

    Основной правильного звукообразования ребёнка является мягкая атака звука, т.к. при её использовании связки работают в экономном режиме при наименьшей степени утомляемости и изнашиваемости. Твёрдая и придыхательная атаки в работе с детьми используются гораздо реже.

    Довольно эффективным средством выравнивания звучания детского хора и настройки голоса при распевании является пение закрытым ртом. Оно помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах (головных). При переходе к пению с открытым ртом это ощущение помогает находить близкую вокальную позицию (звук на губах, а не глубоко). (упр. №1, 25, 27, 28 в приложении).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: