Обращение Савла. 1600—1601 гг. Церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим

разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.

Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В «Успении Бо­гоматери» (1605— 1б0б гг.) для алта­ря церкви Санта-Мария делла Ска­ла художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно цер­ковной традиции, изображение успения (смерти) Богоматери долж­но нести в себе радость — ведь, за­кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погруже­ны в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесе­нии на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти.

Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христо­вых (страданий Христа перед распя­тием). Наиболее выразительно она

Микеланджело да Караваджо.

Положение во гроб. 1602—1604 гг. Пинакотека, Ватикан.

Картина писалась для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Действующие лица находятся на переднем плане, и их фигу­ры образуют некую композиционную пирамиду. Гробница, в которую уклады­вают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возни­кает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в дан­ный момент стоит перед ней). Скорбную выразительность действия подчёркивает контраст тёмного пространства и яркого потока света, выхватывающего вскину­тые руки Марии Магдалины и исполнен­ные страдания лица Богоматери и Иоси­фа. От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм: художник тщательно продумал каждую деталь, точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия.

Микеланджело да Караваджо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: