Лекция №1. Воспитательная работа с трудными детьми

          В современной школе проблема «трудных» учащихся считается одной их главных. По определению Н.Зверевой «каждый класс, как и трудный ребенок, труден по-своему». В современной научно-педагогической литературе выделяются три существенных признака, составляющих понятие «трудные» дети. В.Г. Степанов в книге «Психология трудных школьников» характеризует признаки «трудных» детей следующим образом:

 - во-первых, «трудные» дети это дети с отклоняющимся поведением от общепринятой нормы, для их характеристики можно использовать термины: «делинквентность» - цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от серьезных криминальных преступлений и «девиантность» - отклонения от принятых в обществе норм;

 - во-вторых, «трудные» дети и подростки, поведение которых нелегко исправляется и корригируется, хотя среди этой группы детей есть и те, которые относительно легко поддаются перевоспитанию;

 - в-третьих, «трудные» дети – это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, воспитателей, участии всех окружающих. К ним применимы все законы, методы и формы воспитательной работы с основной массой школьников, но необходим дополнительно тщательный учет всех индивидуально-типологических особенностей их личности.

Каковы причины появления «трудных» детей и подростков?

1. нарушение экологического равновесия окружающей среды, которая воздействует на генетический фактор, что ведет к изменению психики;

2. физические и эмоциональные перегрузки женщины в сложных экономических условиях общества;

3. рост алкоголизма и наркомании среди молодежи;

4. низкая культура семейного воспитания, неурядицы в семье, это порой вызывает пренебрежительность к ребенку со стороны учителей и сверстников;

5. резкое возрастание неполных семей, семей с конфликтными отношениями;

6. недостаточная нацеленность медицинского обслуживания на своевременное выявление психически угрожаемых детей и обеспечение их необходимой помощью;

7. несовершенство системы дошкольного воспитания с его недостаточным вниманием к психически и физически ослабленным детям, создает предпосылки появления социально-педагогически запущенных детей.

 

Рассмотрим эту категорию детей более подробно.

Термин «социально-педагогическая» запущенность (СПЗ) используется, как правило, когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста.

Социально-педагогическая запущенность – состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я”.

Социальная запущенность в детском возрасте – это неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность – это отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

          Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не захотели дать ему то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по группе. Он часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях одергивают, стыдят и наказывают.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии социально-педагогической запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.

Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Социально и педагогически запущенные дети, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой – либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.

    В начальной школе запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.

     В отношении с взрослыми такие дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности.

     Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников – это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние.

       Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

     Распространенной формой социально-педагогической запущенности детей является избалованность.

     Следует отметить, что родители, которые избаловали детей, часто проявляют недоверие к учителю, считают, что в школе не оценили достоинства их ребенка, несправедливы к нему.Последнее еще больше осложняет коррекцию поведения школьника и работу педагогов с семьей.

      Итак, первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Все, что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в воспитании и в детском саду, и в школе, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том, что можно и чего нельзя, где добро, а где зло, что хорошо и что плохо, восприняты ребенком от родителей как единственно возможные, то и изменить их нельзя, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости более или менее глубокой перестройки их влияния на ребенка.

     Классный руководитель должен вести целенаправленную кропотливую работу с СПЗ детьми и их родителями, только такое взаимопонимание дает положительные результаты.

      Чаще всего классный руководитель испытывает трудности в работе с девиантным поведением детей. В чем причины нарушения поведения?

Какие типы девиантного поведения бывают?

     Девиантное поведение по своей социо-психологической позиции подразделяется на следующие типы:

а) антидисциплинарный включает в себя нарушения режима и дисциплины в школе в виде срывов уроков, создания конфликтов между учениками или педагогами, воспитателями, учинение драк, прогулы занятий.

б) антисоциальный или антиобщественный тип поведения выражается в непризнании и невыполнении общепринятых в нравственном отношении норм поведения в обществе. Конкретно оно выражается в неповиновении старшим, отказе от учебы, бродяжничестве, курении, употреблении токсикоматических и наркотических веществ.

в) противоправное или делинквентное поведение включает в себя совершение противозаконных действий. У подростков это чаще всего мелкие кражи, угоны автомобилей и мотоциклов, участие в групповых кражах, нанесение телесных повреждений и более тяжкие поступки. В последние годы, к большому сожалению, заметно возросли более серьезные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом).

г) под аутоагрессивным типом девиантного поведения имеются ввиду чаще демонстративные (с целью попугать обидчиков) и реже истинные попытки к самоубийству. Чаще всего эти поступки бывают в состоянии опьянения, после употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических веществ.

     Итак, мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной микро- и макросреды и личности. Следовательно, важно своевременно изменять внешние и внутренние условия, которые влияют на изменение мотивации поведения. В этом заключены истоки профилактики девиантного поведения.

Как же строить взаимоотношения с девиантными детьми классному руководителю?

Как помочь ребенку преодолеть лень, пассивность в поведении, эгоистическую направленность, упрямство. Наибольшую сложность в работе создают недисциплинированные, непослушные, капризные и лживые дети.

    В первую очередь необходимо овладеть методами выявления этой группы детей. Наиболее доступными и достаточно эффективными являются целенаправленное педагогическое наблюдение и метод беседы.

    Для выявления социально-педагогической запущенности, помимо наблюдения и бесед, для изучения младших школьников следует использовать рисунки детей. Профессором В.К. Лосевой разработаны правила (их 17) интерпретации рисунка. С помощью рисунка можно выявить нарушения в общении, конфликтность или обособленность, агрессивность или страхи ребенка, а это признание слабой адаптации малыша к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

     Для изучения личности школьника более старшего возраста можно использовать методсвободного сочинения на темы: «Мои жизненные интересы», «Что мне помогает и мешает в работе над собой» и др. Может быть использован метод независимых характеристик.

     Для изучения характера применяются методы, использующие самонаблюдение, самоанализ и самооценку.

     Для изучения взаимоотношений подростков с родителями можно использовать метод анкетирования.

     Выбор методов изучения ребенка определяется конкретными задачами изучения личности, его характера. Бесспорно, основные методы изучения личности ребенка, это наблюдение и беседа, но они дополняются методами самонаблюдении и самооценки.

       При каких условиях может быть получен положительный результат в работе классного руководителя с трудными детьми?

     Это система работы с детьми и их родителями:

· индивидуальный подход к каждому воспитаннику;

· работа с семьями «трудных» учащихся.

 

    Индивидуальный подход – давно известный принцип в психологии и педагогике. Сущность и психологические основы его предполагают знание индивидуальных черт ученика, учет специфических условий, повлиявших на появление какой-либо особенности личности; знание мотивов действия школьника; чуткость и такт по отношению к ученику.

    Следует отметить также взаимосвязь терминов «индивидуальный подход» и«педагогический такт».

И.В.Страхов выделяет основные признаки педагогического такта:

1. естественность, простота обращения без фамильярности, искренность тона, лишенная всякой фальши;

2. доверие к школьнику без попустительства;

3. просьба без упрашивания;

4. советы и рекомендации без навязчивости;

5. требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

6. серьезность тона без натянутости в отношениях;

7. ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости;

8. требовательность без мелкой придирчивости;

9. деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

10. твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

11. развитие самостоятельности без мелочной опеки;

12. быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

13. внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля, спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

14. ведение беседы с учащимися без навязчивого дидактизма и морализирования.

 

Главный признак педагогического такта - нахождение меры в отношениях классного руководителя и учащихся в процессе общения.

    Исследования последних десятилетий позволили наметить возможные пути индивидуального подхода к детям с подобного рода трудностями в характере, с целью устранения конфликтов с ними и дальнейшего полного перевоспитания.

     Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Без такой потребности бесполезно укорять лентяя за несделанные дела: воспитателю в этих условиях не на что опереться. При развитии у учащегося таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность во многом помогают убеждения и разъяснения. Часто бывает нельзя обойтись без методов поощрения и наказания.

     Воспитание воли значительно способствует преодолению лени. Перебороть свою душевную слабость всегда приятно любому человеку. Подобную радость надо поддерживать у каждого школьника, помогая ему укрепить свою волю.

       Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», важно предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

     Организуя активную учебную деятельность для детей и подростков с пассивным поведением, учителя должны обращать свое внимание, во-первых, на формирование у них положительной мотивации к учебе и, во-вторых, на дальнейшее усовершенствование и усложнение их учебных действий, умственной деятельности в целом. Подростков важно как можно чаще вовлекать во все более разнообразные виды самостоятельной работы, дающие им возможность проявить свою взрослость.

     Лучшим средством исправления неорганизованности у школьников является воспитание и самовоспитание у них организованности. Воспитание организованности начинается с повседневной организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца. Для самостоятельного выполнения режима дня ребенку важно привить чувство времени. Повседневная организованность школьника связана с воспитанием у него аккуратности, добросовестного, ответственного отношения к делу. Важно научить детей составлять распорядок дня и стремление следовать ему.

     Для воспитания настойчивости у ненастойчивых школьников психологи и педагоги указывают следующие основные пути:

  1. от родителей требуется тщательный контроль выполнения детьми любой работы. Небрежно выполненное дело не следует принимать, а добиться переделки;
  2. в труде и учебе ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами;
  3. при первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим. Пусть школьники научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и станут переживать радость успеха.

       Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе, сознательности и других.

      Как устранять эгоистическую направленность личности ребенка? Прежде всего устранить или свести к минимуму действия тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов. Индивидуальный подход в этих случаях будет заключаться в учете специфики конкретного вида эгоизма (нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм). Необходимо также способствовать формированию у школьника таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о слабом. Наконец, в борьбе с эгоизмом детей надо учитывать их возраст.

      Не так уж редко возникают конфликтные ситуации и в процессе взаимодействия классного руководителя с упрямыми, непослушными, капризными детьми. Разрешая эти ситуации, учитель должен действовать твердо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным. Не надо стремиться во что бы то ни стало переупрямить упрямца и тем более сломить его волю, прибегать к угрозам и неприкрытому и грубому давлению. Больший воспитательный эффект достигается ненавязчивым и деликатным советом. Иногда целесообразно дать возможность упрямому ребенку поступить по-своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности своего поведении.

Для искоренения такого качества, как лживость, надо обратить особое внимание на воспитание у таких детей честности и смелости, готовности мужественно перенести наказание за совершенный проступок. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Никогда не следует оставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Но надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

     Огромное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Именно в семье закладываются основы морально-нравственных качеств ребенка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Поэтому при искоренении у учащихся «плохих» качеств и воспитания у них «хороших» необходимо вести работу не только с самим школьником, но и его семьей.

      Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Разъяснительную работу, начатую, например, на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с ними дома и в школе.

     Назовем основные формы работы с родителями:

  а) посещение семьи школьника;

  б) приглашение родителей в школу;

  в) классные родительские собрания;

  г) беседы и лекции для родителей;

  д) консультации; вечера вопросов и ответов;

  е) конференции по обмену опытом воспитания;

  ж) знакомство родителей с педагогической литературой;

  з) работа с активом родителей.           

Итак, работая с «трудными» детьми, классный руководитель должен помнить, что чаще всего, появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви, ласки и заботы со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и сверстников.

   Коррекционно-воспитательная работа должна строиться на принципе индивидуального подхода.

    Учитывая особенности характера таких детей учителями, классным руководителем должна быть разработана своя оценочная система.

    Помня о том, что основа всего – это семья, необходима также индивидуальная работа с семьями таких учащихся.

Источники.

1. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: ЦГЛ, 2002. 224 с.

2. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект; Трикста 2004. 560 с., («Gaudeamus»).

3. Социально-педагогическая запущенность детей. https://studopedia.ru/8_96381_sotsialno-pedagogicheskaya-zapushchennost-detey.html

4. Иванова С. Социальная дезадаптация. https://psyh.info/article/harakter/sotsialnaya-dezadaptatsiya.html

5. Социальная дезадаптация детей. https://studopedia.ru/5_87402_sotsialnaya-dezadaptatsiya-detey.html

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-socialnaya-dezadaptaciya-podrostkov-klass-1733293.html

http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/psikhologo-pedagogicheskaja-reabilitatsija-dezadapitrovannykh-detej-i-podrostkov-221563/sotsialnaja-dezadaptatsija-15.html

 

 

Задание №2

1. Изучите материалы лекции «Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте».

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

1) Девиантное поведение – это...

2) Агрессивность – это...

3) Какие проявления поведения Э. Фромм называл «добро­качественной агрессивностью» и «злокачественной агрессивностью».

4) Назовите три направления педагогической профилактики агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста (следует выписать только названия направлений).

Лекция №2. Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте

Понятие и особенности девиантного поведения млад­ших школьников

Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности пси­хических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Выделяются следующие формы девиантного поведения:

· агрессия;

· аутоагрессия (суицидальное поведение);

· злоупотребление веществами, вызывающими состоя­ния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);

·  нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

· аномалии сексуального поведения;

· бродяжничество;

· сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);

· коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);

· безнравственное и аморальное поведение;

· неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

 

Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность. Агрессивность (лат. agressio— напа­дение) — свойство личности, состояние, целенаправлен­ное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: