Тема № 6: Древнегреческая цивилизация: красота как единство многообразного

Лекция № 6. Хронологические рамки античного периода. Особенности развития античной культуры. Представление о чувственно-материальном космосе как структурообразующем порядке бытия. Мифология как форма общественного сознания, ее значение в формировании и развитии эстетических представлений. Боги как воплощения античных идеалов. Значение принципов и характеристик телесности в формировании представлений о прекрасном. Красота – как овеществленная и явленная телесность. Соотношение искусства и ремесла. Морфология искусства: искусства экспрессивные (временные) и конструктивные (пространственные).

Ранняя классика. Дофилософское развитие эстетических взглядов: сущность эстетической проблематики у Гомера и Гесиода. Анализ основных эстетических объектов и характеристик.

Начало философии как начало теоретической эстетики: Пифагор и его школа. Учение о числовой гармонии и катарсической роли музыки. Теория музыкального искусства. Подход к проблеме морфологии искусств.

Материалистическая эстетика Гераклита и Демокрита: субстанциональное обоснование красоты. Значение учения о противоположностях.

Зрелая классика. Антропологическая эстетика Сократа. Прекрасное как единое: обоснование принципа калокагатии. Отношение к искусству и критерии оценки произведения. Проблема элитарности искусства.

Эйдологическая эстетика Платона. Прекрасное как идея и прекрасное как вещь. Постижение прекрасного как припоминание и иерархия постижения красоты. Отношение к искусству, его задачи и социальный статус. Интуитивная природа знания истинно прекрасного.

Значение Аристотеля в осмыслении основных эстетических понятий Античности и морфологии искусства. Признаки красоты. Проблема происхождения искусства и его функции. Катарсис. Концепция трагедии. Проблема классификации видов и жанров искусства.

Эллинистическая эстетика. Отношение к сущему у киников  в свете эстетической проблематики. Эстетические принципы скептицизма (релятивизм и плюрализм) и особенности отношения к искусству. Эпикуреизм: гедонизм как жизненная позиция и его проекция на эстетическую проблематику. Эстетический идеал (мудрость и добродетель) и специфика отношения к искусству в стоицизме. Неоплатонизм: виды красоты (сверхчувственная и чувственная) и иерархия ее постижения.

Основные термины античной эстетики: «техне», «катарсис», «мимезис», «калокагатия», «гармония», «мера», «прекрасное», «пропорциональное», «соответственное», «соразмерное», «совершенное». Доминирующие виды искусств и доминантные принципы культуры античности.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 7: Универсализм средневекового эстетического мировосприятия

Лекция № 7. Средневековая картина мира и концепция человека как культурные факторы качественных изменений в сфере эстетической проблематики. Христианская концепция бытия, учение о Боге как единственной и неподдельной красоты. Красота мира как творение Бога. Абсолютное совершенство творца и относительное совершенство творений (разорванность человеческого сознания). Иерархия постижения божественной красоты через красоту творений. Отцы церкви (Аврелий Августин и Фома Аквинский), как носители эстетических теорий. Церковь и проблема канонизации обыденной жизни. Искусство как план познания Творца. Анонимность создателя художественно-религиозного, литургического образа. Теория символа и аллегории в эстетике средневековья. Романский стиль. Готика – как «олицетворение» категории «возвышенное» в архитектуре. Особенности народной культуры средневековья. Карнавальная культура.

Особенности восточного средневековья (Византия и Древняя Русь). Псевдо-Дионисий Ареопагит проблема света и тьмы, их эстетическое значение. Органическое соединение язычества с христианством в древне русской эстетике. Интерес к технике иконописи.

Становление византийской эстетики (IV-VII вв.). Влияние ветхозаветной и античной традиции на ее становление. Псевдо-Дионисий о прекрасном и благе как характеристики первопричины и всего сущего как совершенного выражения божественного начала. Ступени Красоты: 1) абсолютная красота Бога, 2) красота небесных существ, 3) красота материального мира. Проблема света и тьмы у Псевдо-Дионисия, их эстетическое значение. Эстетика аскетизма (Макарий Египетский). Проблема образа в ранневизантийской эстетике как выражения совершенного (Кирилл Александрийский).

Основные термины эпохи Средневековья: «смирение», «любовь», «верность», «святость», «искушение», «духовное», «греховное», «благодать». Доминирующие виды искусств и доминантные проблемные вопросы Средневековья.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: