Тема № 3: Искусство в универсуме общественного сознания. Художественный образ

Лекция № 3. Искусство – специфическая форма общественного сознания и особый способ познания. Теории происхождения искусства (религиозно-мистическая, игровая, биологическая, трудовая и др.). Образная природа искусства. Полифункциональный характер искусства. Предмет искусства. Искусство как самосознание культуры. Своеобразие влияния искусства на жизнь общества и «мир человека».

Опосредованный характер взаимосвязей искусства с другими формами общественного сознания: философией, религией, наукой и моралью. Взаимопересечение ценностных ориентиров.

Искусство и философия. Роль эстетического постижения в искусстве и философии. Творческая личность как синтез художественной и философской ипостаси. Жанры философского размышления и их поэтико-художественная сторона. Жанры художественные и проблема их наполнения философской проблематикой.

 Искусство и наука. Решение вопроса познания в науке и искусстве. Проблема истинности знания в науке и искусстве. Диалектика объективного и субъективного в научном творчестве и искусстве.

Искусство и мораль. Эстетическая сущность искусства и служение благу. Этика творчества и проблема ответственности художника. Образ человека культуры, выражение в искусстве оптимальных потенций личности. Нередуцируемость художественного содержания. Особая роль негативных образов в искусстве. Моральная тенденциозность как негативный фактор. Аморализм и искусство. Артистическая мораль. Самопознание художника.

Искусство и политика: точки соприкосновения. Роль искусства в общественной политике государства. Государственная политика в области культуры и ее значение для развития искусства.

Художественный образ как единство специфического отражения жизни и самовыражения автора произведения искусства. Структура художественного образа и эстетическое отношение человека к миру (символ, знак, метафора, аллегория). Миметическая и символическая концепции создания художественного образа. Особенности художественного образа: раскрытие самоценного предмета или явление одного через другой. Художественный образ и культурный контекст эпохи.

Универсальность образного мышления. Реальность как источник творчества. Художественно-образная форма воплощения идеи как специфическая особенность искусства. Метафоричность.

Художественный образ и художественное произведение. Особенности художественного образа: раскрытие самоценного предмета или явления одного через другой. Генезис художественного образа. Многозначность и недосказанность (в отличие от науки). Художественный образ как индивидуализированное обобщение, раскрывающее общее через индивидуальное.

Художественный образ как процесс. Образ - замысел, образ - воплощение, образ - восприятие. Неразрывность логического и нелогического, рационального и эмоционального, аргументированного и интуитивного в научном мышлении и в художественно-образном представлении. Типизация, индивидуализация и символизация как равноценные способы художественно - образного мышления.

 Условность художественного образа как результат, нетождественность моделируемому объекту, зависимость от изобразительно - выразительных средств различных видов искусства, подчинение авторской концепции или канону и т.д.

Практическое занятие № 3.

Вопросы для обсуждения:

1.Искусство и философия. Роль эстетического постижения в искусстве и философии.

2. Искусство и наука. Специфика познания в науке и искусстве.

3. Искусство и религия. Точки соприкосновения и взаимовлияния. Диалектика эстетического и религиозного чувства.

4. Искусство и мораль: анализ нравственной стороны эстетической деятельности.

5. Искусство и политика. Точки соприкосновения. Государственная политика и искусство.

6. Понятие художественного образа и его назначение в искусстве.

7. Специфика художественного образа.

8. Художественно - образный тип мышления в искусстве и его особенности.

9. Рождение художественного образа: конкретные пути  (типизация, индивидуализация, символизация).

    Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 4: Поиск прекрасного: ретроспективный взгляд. Восток – Запад - Россия: альтернативные пути гармонизации

Лекция № 4. Восточная ментальность восприятия эстетического. Установка на слияние человека с природой, пассивность, неамбициозность, эмоциональная восприимчивость, отказ от активного вмешательства в течение бытия. Человеческое сознание как главный, неисчерпаемый источник красоты. Понятие «нирвана». Гармония как фундамент мироздания. Конфуций, Лао-Цзы. «Недеяние» как основной способ обретения гармонии. Восприятие феномена беспредельности в восточной культуре.

Западная ментальность восприятия эстетического. Хаос как первопотенция бытия. Тяготение к утилитаризму, прагматизму, потребительский интерес к сиюминутным результатам своего труда.

Российская ментальность восприятия эстетического. Особый путь гармонизации общества и личности. А.С. Пушкин, статья «О ничтожестве литературы русской». Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев о потребности в красоте и творчестве.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 5: Проблема вселенской ответственности

Лекция № 5. Ответственность человека перед миропорядком в древнеегипетской культуре.

Античная культура. Анаксагор: Логос как всеобщий закон, слово, разумность. Анаксимандр, Плутарх, Платон о законе Возмездия как регуляторе устойчивости всеобщей гармонии.

Древнекитайская философия об абсолютной гармонии универсума. Учение о Дао Лао-Цзы. Древнеиндийская культура: идея кармы.  

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Раздел 2. Модификация эстетического мировосприятия: от архаической до индустриальной культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: