Творчество Рафаэля Санти (1483 – 1520)

 

Отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником герцога Урбинского. Он выполнял заказы правителя, его двора и ближайших подданных: писал портреты, расписывал апартаменты дворца, выполнял эскизы мебели, костюмов, оформлял празднества. Он вращался среди знатных людей, хотя сам при этом считался всего лишь ремесленником. Но при желании он мог приобщиться к придворной культуре и этикету. Это удалось если не самому Джованни Санти, то его сыну Рафаэлю. Усваивая у отца основы ремесла, Рафаэль одновременно заимствовал из окружающей его придворной среды светский такт, грацию, умение вести беседу. Его врождённые привлекательность и талант получили при дворе герцога Урбинского достойную отделку и огранку.

В возрасте семнадцати лет Рафаэль перебрался в город Перуджу, где продолжил учёбу у живописца Пьетро Перуджино. Перуджино принадлежал к тем художникам, которые умели нравиться публике, получать выгодные заказы, быстро и качественно исполнять их, заботясь более о славе и денежном вознаграждении, чем о решении сложных художественных проблем. Созданные им образы Мадонны с младенцем, святых, ангелов отличались привлекательностью и не уводили мысли зрителя слишком высоко. Однако у Перуджино было чему поучиться. Рафаэль писал в это время небольшие композиции, такие, как «Святой Георгий, побеждающий дракона» или «Сон рыцаря», наполненные пространством и изысканным ритмом. В годы учёбы у Рафаэля сложился свой образ Девы Марии. Самая знаменитая работа этого времени – «Мадонна Коннестабиле», находящаяся ныне в Эрмитаже.

 

 

Художник создал нежный, чистый и юный образ Мадонны, бережно держащей на руках Младенца Христа. Её силуэт прост, но одновременно и совершенен, очищен от земных подробностей, случайностей. По эскизу Рафаэля была выполнена нарядная рама для картины. По контрасту со сложным резным орнаментом рамы силуэт Мадонны кажется ещё более цельным.

Прожив у Перуджино пять лет, усвоив у него лучшее, Рафаэль переехал во Флоренцию. Флоренция в это время ещё сохраняла звание столицы искусства. В момент приезда Рафаэля там жили и работали сразу два гения – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Рафаэль хотел учиться у них – у Леонардо построению композиции, а у Микеланджело – владению пластикой человеческого тела. Однако в ученики и подмастерья ни к кому из них он не пошёл. Он учился глядя на их работы, впитывал и усваивал их принципы.

Главной темой работ Рафаэля во Флоренции стала тема Мадонны с младенцем. Он пишет «Мадонну с младенцем-Христом и маленьким Иоанном-Крестителем» (1), «Мадонну с вуалью» (2) и другие шедевры.

1. ок. 1507 Богородица изображена в традиционных цветах, в ее наряде есть красный и синий, но Рафаэль добавил ей еще и золотистый рукав, гармонирующий с цветами у ног. Фиалки означают смирение Девы, аквилегия — грядущие Страсти Христовы. Это практически пастораль, в которой художнику удалось вписать самых почитаемых христианских святых в тихую сельскую жизнь. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» — кульминационная картина флорентийского периода. Рафаэль не завершил ее, хотя подписал и поставил на подоле мантии Марии дату. По преданию, картину заканчивал Ридольфо дель Гирландайо. Существует легенда, что синяя накидка Девы написана им, но подтверждения у этой истории нет. Название «Прекрасная садовница», под которым подлинник выставляется в парижском Лувре, картине дал искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 году.

 

2. Мадонна с вуалью. ок. 1508 Madonna del Velo Доска, масло. 120 × 90 см Музей Конде, Шантийи Мадонна с вуалью» (итал. Madonna del Velo) — одна из мадонн Рафаэля, размером 120×90 см, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, где висела напротив рафаэлевского портрета заказчика и именовалась «Мадонной дель Пополо» (Madonna del Popolo). Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну». Картина, известная по многочисленным гравюрам и репродукциям, изображает святое семейство — Марию, Иосифа и младенца Христа. Мадонна своей позой и нарядом напоминает фигуру Справедливости в ватиканских станцах Рафаэля. Младенец играет с вуалью своей матери, которым та обернёт его голову после распятия. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. Рентгеновское исследование показало, что фигура Иосифа изначально не входила в замысел художника и была дописана им позже, заменив окошко в углу композиции.

 

Рафаэль компонует фигуры согласно принципам Леонардо, он работает с пластикой тела подобно Микеланджело, и тем не менее, не превращается в подражателя. Тип личности Рафаэля подобен губке, которая впитывает всё лучшее из окружающего художественного пространства.

В Мадоннах Рафаэль изображает свой идеал красоты. Он никогда не писал Деву Марию с конкретной модели. Художник говорил о том, что для изображения одной прекрасной женщины ему надо увидеть множество красивых женщин и объединить их черты в соответствии со своей идеей красоты. Это постоянное присутствие в душе идеи красоты, идеала, к которому стремится всё творчество, – главная черта личности Рафаэля.

      

Жизнь Рафаэля во Флоренции была прервана приглашением в Рим. Папа римский Юлий II, человек жёсткий, четверть века стремившийся к власти и, наконец, её получивший, задумал превратить Рим в столицу христианского мира, в красивейший город на свете. Для этого он приглашал художников, заказывал им грандиозные проекты и не скупился на оплату работы.

Приехав в Рим, Рафаэль поначалу продолжал писать образы Мадонны с младенцем. Он написал «Мадонну Альба» (3), а чуть позже – знаменитую «Сикстинскую Мадонну» (4).

3. Мадонна Альба. 1511 Madonna d'Alba масло. 94,5 × 94,5 см Национальная галерея искусства, Вашингтон   Изображение заключено в круг диаметром 94,5 см. Центром композиции служит небольшой крест из тростника, который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Христу. Именно на крест — символический образ крестной жертвы — устремлены все взгляды. В отличие от статичных мадонн средневековья, фигуры гармонично вписаны в пейзаж и взаимодействуют друг с другом, образуя композиционное единство. Протянутая к Иоанну рука Марии и складки её одеяний уравновешивают это динамичное построение. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры[7]. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.

 

    Сикстинская мадонна. 1513—1514 Холст, масло. 265 × 196 см Галерея старых мастеров, Дрезден        На картине изображена Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа (художник возвращается к композиции византийской Одигитрии) с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом… оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе тяжелого Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака… Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям. / В. Н. Гращенков/ Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа. Распространено мнение, что Сикст II, папа римский, изображён Рафаэлем на картине с шестью пальцами на правой руке, поскольку он Сикст (что значит «шестой» на латыни). На самом деле кажущийся шестой палец (мизинец) является частью внутренней стороны ладони. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головками ангелов. Два ангелочка, изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло.

 

Главным заказом, который получил Рафаэль в Риме от Юлия II, стала роспись четырёх залов папского дворца – станц. Станцы – почти квадратные в плане помещения, на их стенах расположены живописные композиции. Однако далеко не всю работу Рафаэль выполнил сам. Хотя к этому времени ему исполнилось только 25 лет, он был уже успешным и знаменитым художником, главой огромной мастерской. Поэтому собственноручно он работал только в первом зале – Станца делла Сеньятура (Зал Подписей). В двух остальных композиции были выполнены учениками по его рисункам и эскизам.

В Станца делла Сеньятура находятся композиции «Афинская школа», «Диспут», «Парнас», «Мудрость», «Мера и Сила». Наиболее известна из них «Афинская школа».

 

  Афинская школа. 1511 Scuola di Atene 500 × 770 см Апостольский дворец, Ватикан
В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511 гг.). Его фрески — это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» — философия, «Диспута» — богословие, «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие, «Парнас» — поэзия. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Список персонажей 1. Зенон Китийский или Зенон Элейский 2. Эпикур 3. Фредерико II, герцог Мантуи 4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский 5. Аверроэс (также известен как Ибн Рушд) 6. Пифагор 7. Алкивиад или Александр Македонский 8. Антисфен или Ксенофонт 9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты) 10. Эсхин или Ксенофонт 11. Парменид 12. Сократ 13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело) 14. Платон (портрет Леонардо да Винчи[2]) с трактатом «Тимей» в левой руке. 15. Аристотель, держащий Никомахову этику 16. Диоген 17. Плотин 18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте) 19. Скорее всего, Гиппарх[3], по другим версиям Страбон или Заратустра 20. Клавдий Птолемей 21. Протоген 22. R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)  

 

«Афинская школа».

Философская школа была основана древнегреческим философом Платоном в роще неподалёку от Афин. Она не была учебным заведением: в рощу приходили все, кого интересовали проблемы мироустройства, философы беседовали там с учениками между собой. Афинская школа – символ античной мудрости и свободного познания мира.

Хотя Рафаэль прекрасно знал о том, что настоящая афинская школа или, как её называли, платоновская академия, располагалась в роще, он окружил философов архитектурой. Это строение, напоминающее храм или дворец, никогда не существовало и не могло существовать: всмотревшись в череду арок, увидим, что они совершенно непрактичны. Это – символ стройного здания человеческой мысли, символ храма мудрости. Действительно, мудрость философов трудно применить в быту, в повседневной жизни она не нужна, извлечь материальную выгоду из неё невозможно. Но без стремления к высшему, без желания постичь основы мироздания человек никогда не смог бы называться человеком.

 

Жизнь Рафаэля в Риме была славной и блестящей. Его популярность превышала популярность римского папы. Рафаэль брался за огромное количество заказов и не опасался с ними не справиться. Замысел этих работ был его собственным, а исполнены они были зачастую руками помощников и учеников.

Исключительно своею кистью Рафаэль пишет в эти годы только портреты. В Риме в портретном искусстве ему нет равных. Самый поэтичный женский образ среди портретов кисти Рафаэля – «Донна велата» (velata – покрытая покрывалом, вуыалью).

 

Донна Велата. 1515—16 La Velata Холст, масло. 82 × 60,5 см Палатинская галерея, Палаццо Питти, Флоренция   Черты лица дамы под вуалью напоминают знаменитую Сикстинскую Мадонну. Рафаэль написал портрет в натуральную величину. Наполняя складками одежды нижнюю часть картины, модель покоится устойчиво, статично. Её жизненная сила и красота укрыты оболочкой золотистого покрывала. Рафаэлю так хотелось, чтобы у зрителя возникло сравнение дамы с жемчужиной, что он украсил жемчугом её волосы и уподобил жемчужным переливам складки её платья.   Предполагают… Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и, наконец, на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал её Форнарина (от итал. fornaro — пекарь). Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году.  

 

 

Некоторые портреты кисти Рафаэля

 

Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514—1515 итал. Ritratto di Baldassarre Castiglione Холст, масло. 82 × 67 см Лувр, Париж Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. 1518 итал. Ritratto di Leone X con i cardinali Giulio de' Medici e Luigi de' Rossi Дерево, масло. 155,2 × 118,9 см Уффици, Флоренция

 


Портрет Папы Юлия II. 1511 г.

Национальная галерея Лондона

 

                         

 

 

Последние шесть лет жизни Мастера.

Папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором строившегося собора Святого Петра.

Художник составил грандиозную археологическую карту Рима, восхищавшую его друзей-гуманистов.

У него нашлось время украсить одну из башен Ватикана фреской с изображением слона в натуральную величину.

Он делал декорации к театральным постановкам, заканчивал работу в третьей станце, расписывал загородные виллы, писал портреты и алтарные образа, рисовал картоны для шпалер и эскизы для росписей Лоджий в Ватиканском дворце.

 

Рафаэль безвременно скончался в апреле 1520 года тридцати семи лет от роду, в день своего рождения.

 

Вопросы и задания

1. Как окружение, в котором прошло детство Рафаэля, повлияло на его будущую жизнь?

2. Рассмотри рафаэлевские образы Мадонны с младенцем. Что необходимо было художнику для того, чтобы написать Деву Марию столь прекрасной?

3. Что такое станцы? Какие композиции находились на стенах Станца делла Сеньятура?

4. Каких древнегреческих философов изобразил Рафаэль в композиции «Афинская школа»? Найди информацию об их философских взглядах и вкладе в науку. Какие теоремы связаны с именами Пифагора и Евклида?

5. Как ты думаешь, известность, слава и богатство помогают или мешают художнику?

6. Чем ещё, кроме живописи, занимался Рафаэль, живя в Риме?

7. Рассмотри портреты папы Юлия II и папы Льва X кисти Рафаэля. Каким образом удалось художнику передать разность этих личностей?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: