Предконцертная подготовка

Исследования психологов (Л. Бочкарев, Х. Христозов и др.) показали, что эстрадное волнение обычно начинается за три дня до выступления и сохраняется еще сутки после него. Как же бороться с волнением в эти дни, что следует делать перед концертом, и как вести себя во время него, как выбрать правильный настрой – это лишь некоторые из вопросов, которые «терзают» почти каждого музыканта-исполнителя.

 Лилиас Маккиннон дает следующий совет, помогающий преодолеть негативные эмоции, возникающие при волнении: «Ошибка которую допускают многие, состоит в попытках “бороться” с волнением: старание побороть страх только ухудшает положение, и те, кто усвоил закон обратного усилия, предпочтут пользоваться законом обратного “непротивления” Толстого. Вместо того чтобы задерживаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, благоразумный музыкант обратит свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом; тогда приятные эмоции вытеснят постепенно страхи, поскольку теперь уже внимание сосредоточено на другом. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок. Бесконечные размышления о неприятностях не приводят к добру: повторения закрепляют ассоциации, тягостные воспоминания рассеиваются с трудом; если же сознательно направить свои мысли на что-нибудь приятное, появляется чувство уверенности в себе» [14. С. 137].

      В исследовательской литературе описано предконцертное поведение музыкантов-исполнителей. По большей части данное поведение носит выраженный индивидуальный характер, однако в нем можно выделить ряд общих приемов и способов, наиболее эффективно способствующих успешной подготовке к выступлению.

По мнению В. Ю. Григорьева, за несколько дней до концерта нежелательно увеличивать количество занятий и изменять их содержание. А самое главное – важно не портить то, что уже сделано.

Многие пианисты по-разному относились к предконцертным занятиям. Например, С. Фейнберг, Г. Гинзбург считали, что программа готова уже за две недели до концерта и в эти дни уже нежелательно много и подробно заниматься, достаточно двух часов проигрывания в среднем темпе, чтоб не забыть уже сделанные произведения.

С. Рихтер же наоборот, очень много и усиленно занимался перед концертом. Даже в день концерта он мог заниматься по шесть часов.

Метнер считал, что перед концертом надо придерживаться следующих правил: «Не доводить руки и слух до утомления!!! Упражнять только удобство, легкость и гибкость рук, и главное – красоту звука!… Проигрывать с начала до конца все пьесы программы в среднем движении со всеми оттенками… Перед концертом играть все спокойно и ровно, но главное дать свободу мысли и воображению!… Закрывать глаза и помнить, что все дело в непротивлении волнам художественных образов, чувств. Только эти волны могут смыть все волнения» [17. С. 23-24].

Существуют специальные методы занятий, помогающие адаптироваться к эстрадному состоянию, быстро включаться в него. Одним из наиболее эффективных можно считать метод мысленного проигрывания произведения в определенном тонусе – «как бы на концерте», и с непременными воображаемыми ощущениями слушателей, резонанса зала, словом, всего того, что сопровождает истинное рождение музыки. Такой способ предконцертной подготовки известен как «метод занятий без инструмента».

Мысленный «прогон» произведения без инструмента с представлением об игре в зале приводит к особой четкости сознания его формы и содержания, что в известной мере способствует снижению негативного волнения во время выступления. Этот прием позволяет во многом смоделировать свое будущее поведение, перевести выученное произведение из «ручной» сферы в «мыслительную» (так считает Н. Шаховская).

В. И. Петрушин полагает, что для того, чтобы успешного выступить на сцене исполнителю необходимо быть в «оптимальном концертном состоянии» (ОКС). Для того чтобы овладеть этим состоянием необходимо иметь хорошую физическую, умственную и эмоциональную подготовку. Два                                  последних компонента включают и психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта. 

Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления заключается в следующем: «за несколько дней до выступления музыкант должен мысленно представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления» [24. С. 68].

 Также В. И. Петрушин советует использовать следующие приемы, помогающие избежать негативного влияния волнения на исполнение:

1. Игра перед воображаемой аудиторией. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в момент волнения.

2. Обыгрывание. Нужно как можно чаще обыгрываться, чтобы, как говорил Станиславский, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.

3. Ролевая подготовка. Исполнитель как бы на время забывает про себя и свои индивидуальные качества и входит в образ известного музыканта, не боящегося эстрады и, начинает играть как бы в образе другого человека.

4. Игра с помехами и отвлекающими факторами. Например, игра с включенным телевизором или радиоприемником. Это очень помогает развить способность концентрироваться на своей программе.

 В. Ю. Григорьев пришел к выводу, что нельзя недооценивать важную роль, которую играют в создании необходимого психологического состояния различные внешние средства – амулеты, приметы, привычки. «Во-первых, они как бы “оттягивают” на себя груз излишней ответственности исполнителя, служа некой психологической гарантией... Во-вторых, эти средства в определенной мере снижают опасное чувство одиночества на эстраде». Этого же мнения придерживался Г. М. Цыпин.

В. Ю. Григорьев предлагает такие профилактические меры против волнения:

1. Следует избегать монотонных и частых повторений материала, потому как это не позволяет поддерживать высокий уровень психофизиологической мобилизованности и включать повышенную энергетику, которая необходима на эстраде.

2. Все время стремиться повысить «потолок» своих психических и энергетических возможностей.

3. Нужно непрерывно углублять художественную и содержательную сторону игры.

«Лучшее лекарство от волнения – волнение: от волнения из-за одного – волнение из-за другого…. Если ты «панически» волнуешься за себя – значит, ты недостаточно взволнован той музыкой, той пьесой, которую играешь», – писал Г. М. Коган [12. С. 78]. Эта мысль нашла удачное воплощение в остроумном плакате, висевшем в артистической Ленинградской консерватории. На плакате было написано: «Волнуйся не за себя, а за композитора!»

Действенным средством против волнения в определенной мере является сахар. За 10-15 минут до выступления необходимо съесть 5-6 кусков быстрорастворимого сахара, которые можно запить небольшим количеством воды. Действие сахара основано на том, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению большого и малого кругов кровообращения, а также к нормальному питанию мозга, благодаря чему компенсируется сахар, выброшенный при волнении в кровь. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и «тумана» перед глазами, «устраняет» дрожание рук.

Непосредственно перед выходом на сцену многие пианисты разыгрываются по-разному, поэтому советов, как разыгрываться, тоже много. Мы рассмотрим самые оптимальные и универсальные:

- нежелательна игра крупных фрагментов музыки или отрывков тех сочинений, которые будут исполнены;

- нежелательно разыгрываться на упражнениях и гаммах, потому что в них нет выразительной интонации;

- можно исполнить произведения, с которыми были связаны наибольшие удачи. Это необходимо для того, чтобы «припомнить» вместе с прежде играным произведением свое наилучшее, некогда достигнутое творческое состояние.

 Л. А. Баренбойм считает, что эстрадное волнение музыкантов-исполнителей близко волнению актеров на сцене, поэтому советует использовать методы борьбы, которые изобрел К. Станиславский. Например, установка Станиславского на систематическое преодоление зажатости мышц весьма полезна для музыкантов. Однако не надо забывать, что полностью мышцы не расслабляются, а лишь снимается лишнее напряжение.  

Е. Н. Федорович выделяет следующие методы борьбы с эстрадным волнением:

1. Учащиеся должны знать все об эстрадном волнении и понимать все его составляющие. В свою очередь, педагог никогда не должен заострять внимания на проблемах, связанных с волнением, если таковые имеются.

2. Все музыканты, имеющие большую сценическую практику, пришли к общему мнению, что самый главный фактор, уменьшающий волнение – «чистая совесть» музыканта. Г. М. Цыпин говорит, что «для концертирующего музыканта это означает стопроцентную «сделанность» его программы» [32. С. 130].

3. Очень важно для преодоления негативного влияния сценического волнения как можно чаще играть на сцене. Привычка – лучшее лекарство от волнения.

4. Желательно выносить на сцену не раз игранное ранее произведение. Но, к сожалению, учащиеся в основном исполняют произведение только один раз. Поэтому для них рекомендуется практика «обыгрывания». Выступление должно быть публичным (не зависит от количества слушателей) и проходить в помещении, напоминающим зал.

В. Ю. Григорьев в книге «Исполнитель и эстрада» приводит таблицу, в которой видно, в каких ситуациях разворачивается исполнение и как срабатывает при этом механизм волнения. Таких ситуаций три:

- исполнение дома (механизмы волнения в этой ситуации не срабатывают, поэтому чтобы их «вызвать», нужно представить, что играешь для кого-то);

- исполнение на занятиях в классе педагогу (повышается уровень ответственности, но ситуация не воспринимается как концертная);

- исполнение на сцене (появляется состояние стресса).

5. Распределить исполняемую программу по уровню сложности: вначале выступления (первый сложный этап) следует играть произведение, по уровню сложности ниже остального репертуара. Завершить же лучше произведением более сложным, есть вероятность, что оно будет исполнено успешно.

Б. Струве и Б. Токарский избрали свой метод борьбы с «болезненным» эстрадным волнением (болезненное волнение, по их мнению, выявляется в дрожании рук, «заплетании» пальцев, в забывании нотного текста). Суть метода такова:

1) они строго контролировали поведение исполнителя перед выступлением и не давали ему играть на инструменте. Ему предлагалось просто спокойно сидеть и ничего не делать.

2) исполнитель должен был выполнять дыхательную гимнастику: медленное глубокое дыхание через нос, небольшая «задержка» дыхания и такое же спокойное медленное выдыхание через рот. Это же упражнение рекомендовалось выполнить уже и на эстраде, до игры и во время «отдыха» между произведениями.

Г. М. Цыпин говорит, что «напряженность всегда искажает, деформирует в той или иной мере чувство и мысль, сковывает фантазию и воображение, ведет к разного рода психологическим зажимам…» [32. С. 241]. Итак, на сцене исполнителю необходимо быть спокойным, но это не означает, что он должен быть равнодушным, уравновешенность, самоконтроль и чувства, выражаемые музыкой, должны присутствовать. Многие исполнители говорят, что во время выступления на сцене у исполнителя должна быть «холодная голова и горячее сердце». 

Уже само появление исполнителя на эстраде должно быть своеобразным началом игры, творческим импульсом и настройкой себя, и слушателя на определенный характер общения. Поэтому большую роль здесь играет выход исполнителя на сцену: его походка, выражение его лица. Желательно, чтобы походка была неторопливой и волевой, а на лице сияла улыбка.

В истории музыкального исполнительства по данному вопросу сохранились следующие афоризмы. Хейфецу приписывают слова: «Надо выходить на эстраду с достоинством, здесь следует “играть короля”, если ты чувствуешь себя королем, а ты должен себя так чувствовать!» Ему вторил В. Горовиц: «Когда я на сцене, я король, я знаю, умею в десятки раз больше, чем окружающие». Другую сторону той же мысли раскрывал Ф. Шопен: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше!» (цит. по: [9. С. 95-96]).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: