Многие музыканты задаются вопросом, нужно ли «передавать» слушателю непосредственно свои чувственные переживания в момент исполнения и насколько эмоциональной должна быть игра, ведь эмоции иногда «захлестывают» и контроль над ними пропадает? По поводу эмоциональной стороны исполнения и проявлению чувств во время исполнения на эстраде существует много суждений и противоположных мнений.
Первое мнение основано на убеждении, что сущность музыки состоит в воплощении эмоционального мира человека, всех граней его чувств. Поэтому исполнитель должен находиться на сцене в состоянии особого эмоционального подъема. Вот почему иногда исполнители находятся на сцене в состоянии аффекта.
Другое мнение основано на убеждении, что музыка выражает все богатство человеческой личности (более глубокий и осмысленный подход) – мысли, идеалы, мечты, которые окрашены чувствами и эмоциями.
В. Ю. Григорьев говорит, что «если принять вторую точку зрения, то на эстраде исполнитель должен быть озабочен не столько проникновением в сферу чувств, сколько задачей погружения слушателя в воплощенную в данном сочинении ситуативную, образную, драматургическую информацию. И только через это провоцировать у него самого эмоционального отношения и оценки воспринимаемого. Но прежде исполнитель, конечно, должен определить свое отношение к содержанию интерпретируемого сочинения, в определенном смысле лично пережить его» [9. С. 100].
|
|
Не следует также забывать, что в музыке нет прямой передачи эмоций, так как это не реальная жизнь, а искусство, где свои законы и требования художественной условности. Исполнитель должен донести до слушателей модель эмоции, ее идею. Карл Юнг писал: «Чувство, как и мышление, есть функция рациональная» (цит. по: [9. С. 101]).
Многие музыканты-исполнители трактуют психическое состояние на сцене как состояние раздвоения, как синтез вдохновения и контроля, стихийного и сознательного. Эмоции на сцене получаются раздвоенные, нужно мыслить и действовать одновременно.
«Деятельность исполнителя на эстраде – ответственейший публичный акт нового воссоздания музыки – порождение фантазийного, нереального мира созданных композитором звучащих образов, своеобразная «идеальная реальность», в которую музыкант должен погрузить своих слушателей. Все это требует предельного напряжения высших духовных сил, выхода на некий сверхуровень собственных психофизических возможностей, недоступных в полной мере реализации в обычной обстановке.
Исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную реальность бытия – такую обстановку, в которой он раньше не жил, не действовал, не мыслил, не чувствовал. Здесь впервые все его духовные силы и физические возможности взаимодействуют целостно, как единый комплекс, питаемый повышенным энергетическим полем» [9. С. 15]. Таким образом, управление эмоциональным состоянием на эстраде является одним из условий преодоления негативных последствий эстрадного волнения.
|
|
Подводя итоги первой главы, можно сделать следующий вывод, что эстрадное волнение это очень сложный психофизиологический и эмоциональный процесс. Существует несколько видов и этапов волнения, какие-то из них благоприятно влияют на выступление исполнителя, какие-то, наоборот, – нежелательны. Причины возникновения эстрадного волнения зависят от сложных психических и физиологических процессов, проходящих в организме человека. Формы проявления волнения у учащихся могут быть разные, в зависимости от типа его темперамента и нервной системы.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЭСТРАДНОГО ВОЛНЕНИЯ
У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ