Управление эмоциональным состоянием на эстраде

Многие музыканты задаются вопросом, нужно ли «передавать»  слушателю  непосредственно свои чувственные переживания в момент исполнения и насколько эмоциональной должна быть игра, ведь эмоции иногда «захлестывают» и контроль над ними пропадает? По поводу эмоциональной стороны исполнения и проявлению чувств во время исполнения на эстраде существует много суждений и противоположных мнений.

Первое мнение основано на убеждении, что сущность музыки состоит в воплощении эмоционального мира человека, всех граней его чувств. Поэтому исполнитель должен находиться на сцене в состоянии особого эмоционального подъема. Вот почему иногда исполнители находятся на сцене в состоянии аффекта.

Другое мнение основано на убеждении, что музыка выражает все богатство человеческой личности (более глубокий и осмысленный подход) – мысли, идеалы, мечты, которые окрашены чувствами и эмоциями.

В. Ю. Григорьев говорит, что «если принять вторую точку зрения, то на эстраде исполнитель должен быть озабочен не столько проникновением в сферу чувств, сколько задачей погружения слушателя в воплощенную в данном сочинении ситуативную, образную, драматургическую информацию. И только через это провоцировать у него самого эмоционального отношения и оценки воспринимаемого. Но прежде исполнитель, конечно, должен определить свое отношение к содержанию интерпретируемого сочинения, в определенном смысле лично пережить его» [9. С. 100].

Не следует также забывать, что в музыке нет прямой передачи эмоций, так как это не реальная жизнь, а искусство, где свои законы и требования художественной условности. Исполнитель должен донести до слушателей модель эмоции, ее идею. Карл Юнг писал: «Чувство, как и мышление, есть функция рациональная» (цит. по: [9. С. 101]).  

Многие музыканты-исполнители трактуют психическое состояние на сцене как состояние раздвоения, как синтез вдохновения и контроля, стихийного и сознательного. Эмоции на сцене получаются раздвоенные, нужно мыслить и действовать одновременно.

«Деятельность исполнителя на эстраде – ответственейший публичный акт нового воссоздания музыки – порождение фантазийного, нереального мира созданных композитором звучащих образов, своеобразная «идеальная реальность», в которую музыкант должен погрузить своих слушателей. Все это требует предельного напряжения высших духовных сил, выхода на некий сверхуровень собственных психофизических возможностей, недоступных в полной мере реализации в обычной обстановке.

Исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную реальность бытия – такую обстановку, в которой он раньше не жил, не действовал, не мыслил, не чувствовал. Здесь впервые все его духовные силы и физические возможности взаимодействуют целостно, как единый комплекс, питаемый повышенным энергетическим полем»  [9. С. 15]. Таким образом, управление эмоциональным состоянием на эстраде является одним из условий преодоления негативных последствий эстрадного волнения.

Подводя итоги первой главы, можно сделать следующий вывод, что эстрадное волнение это очень сложный психофизиологический и эмоциональный процесс. Существует несколько видов и этапов волнения, какие-то из них благоприятно влияют на выступление исполнителя, какие-то, наоборот, – нежелательны. Причины возникновения эстрадного волнения зависят от сложных психических и физиологических процессов, проходящих в организме человека. Формы проявления волнения у учащихся могут быть разные, в зависимости от типа его темперамента и нервной системы.      

       

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЭСТРАДНОГО ВОЛНЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: