Методы и условия преодоления негативных последствий

Эстрадного волнения

Основываясь на вышеизложенных способах предконцертной подготовки музыканта-исполнителя, рассмотрим следующие методы и условия, способствующие преодолению негативных последствий эстрадного волнения.

1. Развитие коммуникативных качеств (общение со слушателями посредством музыки), что способствует формированию желания поделиться своими чувствами и эмоциями с публикой во время выступления.

2. Развитие волевых качеств личности музыканта-исполнителя.

3. Развитие внимания и самоконтроля на сцене. Умение сконцентрироваться на музыке и на поставленных задачах.

4. Метод моделирования ситуации концертного выступления.

5. Метод самопрограммирования и психологического настроя исполнителя.

6. Умение анализировать свои ощущения на сцене, и основываясь на личном опыте находить индивидуальные и более универсальные методы, помогающие справиться с отрицательным воздействием волнения.

Далее остановимся на данных методах и условиях более подробно.

Для того чтобы преодолеть негативное влияние эстрадного волнения на сцене, нужно очень любить исполняемую музыку и пытаться «заразить» слушателей этой любовью, открыть им этот чудесный, разнообразный и сказочный мир звуков, чувств и эмоций. Развивать коммуникативные качества у учащихся детских музыкальных школ можно посредством частых выступлений перед слушательской аудиторией, причем, не только исполняя сольную программу, но и выступая в качестве концертмейстера, партнера по камерному ансамблю. Если ученик панически боится многолюдную публику, массу незнакомых людей, то ему можно порекомендовать представлять в зале людей, которых он знает и которые дороги ему, и исполнять музыку для них.

На сцене не всегда получается думать только о музыке, ведь мысли о волнении все равно приходят в голову помимо нашей воли, поэтому нужно развивать волевые качества личности, уметь волевым усилием направить свои мысли в «нужное русло». С помощью воли музыкант-исполнитель убеждает слушателей в правильности своей интерпретаторской трак­товки, подчиняет их своей энергетике. У неопытных, начинающих музыкантов-исполнителей энергетика, волевой «посыл» обычно бывает невелик, что является одним из профессиональных недостатков. Поэтому одной из главных задач музыканта-исполнителя является формирование в себе уверенности в том, что играть необходимо именно так, как он играет; играть убежденно. Воля необходима музыканту всегда, а на сцене особенно она играет большую роль. Воля помогает справиться со стрессом. Музыканту-исполнителю нужно развивать в себе такие волевые качества личности, как выносливость, выдержку, инициативность, решительность, самостоя­тельность.

Для преодоления негативных последствий эстрадного волнения большое значение имеет развитие внимания и самоконтроля музыканта-исполнителя. Если в момент игры на сцене внимание начинает отключаться, нужно непременно поставить перед собой какие-либо задачи и постараться их выполнить, например, в этом месте прослушать подголосок в левой руке, а в следующей фразе последить за ритмом. Перед началом исполнения следует проверить, все ли мышцы свободны, особое внимание следует обратить на зажимы мышц на лице, и если они есть, попытаться ликвидировать их. Напряженным и очень чутким у исполнителя на сцене должен быть слух, а также «собраны» и сконцентрированы все духовные силы, душевные ресурсы.

Метод моделирования ситуации концертного выступления призван способствовать нейтрализации негативных последствий эстрадного волнения и научить учащихся-пианистов находить оптимальное концертное состояние. Каждый раз волнение воспринимается заново, оно как будто приобретает новые формы и ощущения. Все это происходит от того, что волнение очень сложный психофизиологический комплекс. Волнение – это всегда тайна, потому что никогда не знаешь какой неожиданный сюрприз оно может преподнести. В метод моделирования ситуации концертного выступления входят следующие приемы репетиционной работы:

1. Исполнение программы целиком с постановкой определенных задач (например, без предварительного разыгрывания, в медленном темпе, с яркой выпуклой интонацией).

2. Мысленное проигрывание программы целиком с повышенной отчетливостью намерений, как перед публикой. Благодаря такому способу работы материал лучше осознается, открываются интонационные связи в произведении, тренируется объем внимания (слуховые, эмоциональные, тактильно-двигательные представления).

3. Расширение поля внимания и контроль над собственной игрой. Внутреннее поле внимания музыканта-исполнителя организуется тремя сферами: исполнительской (что я хочу услышать, как должно прозвучать), слушательской (какое реальное впечатление производит на меня, как на слушателя, мое исполнение) и педагогической (я советчик сам себе и во время исполнения контролирую и корректирую данное звучание) [2. С. 61-62].

В день концерта желательно отвлекать себя разными не утомляющими делами и испытывать праздничное, радостное настроение, это придаст уверенности и силы. Должны быть ощущения как бы некой легкости и приподнятости (только приподнятость не должна быть нервозной).

Метод самопрограммирования и психологического настроя поможет избавиться музыканту-исполнителю от негативных последствий эстрадного волнения. Исполнитель должен настроить себя на предстоящее выступление, мысленно представить, увидеть его. Самое главное, чтоб установки, которые дает себе исполнитель, носили позитивный характер. Нужно всегда преодолевать себя и пытаться делать невозможное, тогда не останется ни сил, ни времени на мысли о волнении.

К методу самопрограммирования и психологического настроя относится аутогенная тренировка. Основные компоненты аутогенной тренировки можно обозначить так: 1) умение глубоко и быстро вызывать полное расслабление мышц тела, ощущение тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус кровенос­ных сосудов; 2) произвольная регуляция ритма сердечной деятель­ности; 3) воздействие на глубину и ритм дыхания.

В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение. Как показывает практика, наиболее яркие представления можно вызвать в состоянии рас­слабления. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения является момент после ночного сна и перед засыпанием. Для того чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно независимо от самочувствия.

Рекомендации по преодолению негативных последствий волнения не являются универсальными абсолютно для всех исполнителей, потому что, волнение очень субъективное и индивидуальное явление. Оно переживается каждым музыкантом по-разному, в зависимости от типа его темперамента и уровня профессиональной подготовки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: