Экономическая сфера реализации конституции и право на конституционную модернизацию

Теория современной конституции и проблемы конституционной модернизации.

Процесс конституционализации правового порядка базируется на писаной конституции, отвечающей требованиям стабильности, открытости, конструктивной правопреемственности. Данные требования лежат в основе рациональной теории конституционной модернизации страны. Они напрямую зависят от оптимального сочетания конституционных изменений в ходе политико-правовых преобразований и стабильности основ конституционного, демократического и правового порядка. В истории нашего государства есть примеры революционного перехода к иному порядку.

Действующая Конституция Российской Федерации содержит нормативные основы не только для процесса конституционализации правового порядка, но и для стабильного развития правовой системы. При формировании теории конституционных поправок и пересмотра конституции необходимо учитывать опыт конституционной истории страны, и в первую очередь, отношение к процедуре изменения различных действовавших прежде конституций, а также мировой конституционный опыт, имеющий отношение к развитию российского конституционализма.

В соответствии со статьей 134 Конституция Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Особый порядок принятия конституции может быть связан с предварительным всенародным обсуждением проекта конституции или состоять в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум). Впрочем, всенародное обсуждение в отличие от референдума следует относить к консультативной форме прямой демократии, применение которой не порождает принятие обязательных решений.

В свете разрабатываемой теории конституционной модернизации в современных исследованиях значительно больше внимания следует уделять вопросу о надлежащем перечне субъектов права на конституционную модернизацию, о составе таких субъектов (имеющих право инициировать пересмотр конституции и внесение конституционных поправок). Имеет значимый для современной конституционно-правовой науки и вопрос об условиях и порядке правового регулирования субъектов права на конституционную модернизацию, достаточно ли в этом случае внутригосударственного (конституционно-правового) регулирования или необходимо ставить вопрос и осмыслять потребность международно-правового признания и регулирования данного права.

Право на конституционную модернизацию: поиск международно-правового признания и потребность конституционного регулирования.

Из статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах вытекает право на самоопределение народов и наций, выбирающих свой путь государственно-правового развития. Данное право имеет два аспекта: внешний и внутренний, которые соизмеримы со сферами проявления государственного суверенитета.

Внешний и внутренний аспекты самоопределения народов имеют определенные международно-правовые и внутригосударственные границы реализации, которые известны как формы национального самоопределения в международном и внутригосударственном праве. В международно-правовом статусе этого права проявляется, с одной стороны, его наднациональный характер, с другой стороны, более позднее возникновение по сравнению с типичным перечнем конституционных прав, включающим права человека первых двух поколений. Во-первых, право народа свободно определять свое международное положение. Во-вторых, право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему. Оно получило свое правовое оформление в стать 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В ней говорится, что «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В силу того, что современные демократические государства имеют конституционно-правовые основы организации и деятельности, выбор которых является суверенным правом самостоятельных государств, право на самоопределение народов всегда имеет конституционный дискурс и конституционный вектор реализации в конкретно-исторических условиях.

Конституционная идентичность всегда имеет нормативное измерение в контексте регулирования и развития через нормы писаной конституции.

Экономическая сфера реализации конституции и право на конституционную модернизацию.

Наряду с юридической и политической может применяться экономическая интерпретация конституции, т.е. отражение в ее нормах экономических интересов различных групп, в том числе участвовавших в разработке ее проекта.

В США существуют исследования конституции в свете экономических сил. Одной из первых работ по экономической интерпретации конституции стала монография Чарльза Бирда, вышедшая в свет в 1913 году и переизданная в 1986 году. В данной книге автор рассматривает американскую конституцию как политико-правовой документ, принятый группой людей, чьи экономические интересы послужили основой для ее положений.

Отдельно следует выделить и экономическую сферу реализации конституции, которая представляет собой ту часть экономической системы, которая находится под непосредственным воздействием конституционных норм или опосредованно регулируется через интерпретацию конституции. В условиях переходного периода речь идет о том, как влияют конституционно-правовые основы на становление в России режима современной рыночной демократии, могут ли конституционные нормы обеспечить процесс законной приватизации и перераспределение социальных благ.

С точки зрения экономической конституции, как её понимает Г.А. Гаджиев, следует подумать о праве субъектов экономической деятельности участвовать в процедуре конституционной модернизации. В контексте теории конституционной экономики правом на конституционную модернизацию должны обладать и субъекты экономической деятельности. Ведь их деятельность определяется в своих основах нормами действующей конституции.

К сожалению, современная теория конституции и теория конституционной экономики ничего не говорит о различных экономических объединениях и индивидуальных субъектах экономической деятельности как субъектах права на конституционную модернизацию. Действующий порядок правового воздействия конституционных основ экономической системы на деятельность субъектов экономической деятельности не имеет обратной связи влияния различных экономических объединений на изменение и преобразование конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: