О понимании конституционного краудсорсинга. Конституционный краудсорсинг и перспективы конституционного демократического волеобразования в России

Краудсорсинг - привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационно-коммуникационных технологий.

Размышляя о применимости к области конституционного права и конституционного строительства термина «краудсорсинг», следует отметить, что его распространение в гуманитарных науках было связано с человеческим участием сначала в политической, а затем и в правовой сфере.

Первоначально в 2003 году Луис фон Ах (Luis von Ahn) вместе со своими коллегами предложил понятие «человеческих вычислений» (human computation), которое оперирует возможностями человека для выполнения вычислительных задач, неподвластных компьютеру. Использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности привело несколько позже в 2006 году к появлению термина «краудсорсинг» («crowdsourcing»). Данный термин был сформулирован редактором журнала «Wired» Джеффом Хау (Jeff Howe) в статье под названием «Восход Краудсорсинга» (The Rise of Crowdsourcing).

Термин «краудсорсинг» происходит от глагола краудсорс (crowdsource), т.е. получать информацию или вносить вклад (в решение конкретной задачи или проекта), используя оплаченные или неоплаченные услуги целого ряда людей, как правило, через Интернет или через современные информационные технологии.

Современный конституционализм базируется на народном характере конституций, поэтому формы народовластия, используемые для принятия и введения в действие конституции, должны предполагать возможность принятия в ходе политического волеизъявления не консультативных, а обязательных решений. Теория конституционализма должна объяснять, как полноправные граждане страны вправе участвовать в обеспечении стабильности и динамики современной конституции.

В свете разрабатываемой теории конституционной модернизации в современных исследованиях значительно больше внимания следует уделять вопросу о надлежащем перечне субъектов права на конституционную модернизацию, о составе таких субъектов (имеющих право инициировать пересмотр конституции и внесение конституционных поправок). Имеет значимый для современной конституционно-правовой науки и вопрос об условиях и порядке правового регулирования субъектов права на конституционную модернизацию, достаточно ли в этом случае внутригосударственного (конституционно-правового) регулирования или необходимо ставить вопрос и осмыслять потребность международно-правового признания и регулирования данного права.

Право на конституционную модернизацию тесным образом связано с правом народа выбирать себе конституцию и обеспечивать через её нормы конституционный правопорядок.

Современные информационные технологии с успехом могут использоваться в процедурах юридически значимого голосования как элемент демократического волеобразования граждан. С учетом информационного общества и технического прогресса следует более активно предлагать для закрепления в нормах конституции и использования на практике предложений о поправках к конституции или о пересмотре конституции в режиме on line для групп граждан. Необходимо решать вопрос и о процедуре подаче таких предложений со стороны граждан, о порядке учета таких предложений органами, обладающими учредительной властью с учетом возможностей всемирной паутины Интернет, отечественных информационных ресурсов и обратной связи в отношениях «граждане - органы учредительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: