Модификации модели «Флэш-наставничество»

Некоторые модели наставнической деятельности

1. «Традиционная модель наставничества»

2. «Ситуационное наставничество»

2.1. «Партнерское наставничество» (пара молодых сотрудников)

2.2. «Партнерское наставничество» (одинаковые позиции сотрудников)

3. «Групповое наставничество»

4. «Краткосрочное наставничество»

5. «Скоростное наставничество»

6. «Флэш-наставничество»

7. Модификации модели «Флэш-наставничество»

8. «Виртуальное наставничество»

9. «Саморегулирующее наставничество»

10. «Реверсивное наставничество»

11. «Командное наставничество»

Традиционная модель наставничества»

Формы деятельности

Взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Обычно проводится отбор наставника и его подопечного по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др. Как правило, между наставником и подопечным устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к сотруднику, создавая комфортную обстановку для его развития. Наставник может оперативно реагировать на отклонения в ходе подготовки, поощрять достижения.

Результаты

Практика показывает, что программы развития новых сотрудников с высоким потенциалом в сочетании с такой моделью наставничества не только позволяют более полно раскрыть их способности, но и содействуют удержанию будущих работников организации.

Ситуационное наставничество»

Ситуационное наставничество может быть в двух вариантах: партнерское - в паре молодых сотрудников и партнерское - в паре сотрудников одинаковых позиций.

Формы деятельности

Подразумевает предоставление наставником необходимой помощи, когда подопечный нуждается в указаниях или рекомендациях. Роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить незамедлительное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Нельзя упускать из виду, что наставник, по определению занимающий более высокое положение, и его подопечный могут испытывать трудности в налаживании взаимоотношений из-за различий в статусе и принадлежности к разным поколениям.

Кроме того, нередко наставники воспринимают подопечного как конкурента, если речь идет о карьерном развитии.

Партнерское наставничество»

  (пара молодых сотрудников)

Формы деятельности

Взаимодействие друг с другом осуществляется парой молодых сотрудников, один из которых уже имеет небольшой опыт работы в данной организации и становится наставником, а другой сотрудник только приступает к работе.

Результаты

Данная модель эффективна в плане привлечения и закрепления талантливой молодежи в сочетании с программами интеграционного обучения. Однако, опыта и компетентности начинающего наставника для более глубокого развития подопечного недостаточно, поэтому необходимо программу наставничества дополнять другими формами.

 

Партнерское наставничество»

 (одинаковые позиции сотрудников)

Формы деятельности

Взаимодействие двух сотрудников, занимающих одинаковые позиции (должности).

При этом наставником становится тот, кто имеет больший опыт, обладает знаниями или навыками в определенной предметной области, которые требуются другому сотруднику.

Результаты

Данная модель используется, если подопечный был переведен из другого подразделения организации.

 

Групповое наставничество»

Формы деятельности

Групповое наставничество можно применять, когда в организации не имеется требуемого количества наставников. Эта модель, в которой один наставник работает с группой из 2-4-6 подопечных одновременно. Непосредственное общение происходит периодически (1-2 раза в месяц).

Результаты

Недостаток личного общения может неблагоприятно сказаться на мотивации подопечных и, как следствие, ожидаемых результатах. Поэтому рекомендуется сочетать групповое наставничество с другими его формами.

 

Краткосрочное наставничество»

Формы деятельности

Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Подопечный должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Результаты

Проблема состоит в нехватке личного общения, поэтому данная модель не подходит для новых сотрудников, нуждающихся в более тесном взаимодействии с наставником, но может быть с успехом применена, если подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития.

Скоростное наставничество»

Формы деятельности

Включает  однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня или специалистом по развитию персонала с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами.

Результаты

Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения наставник - подопечный («равный - равному»).

Флэш-наставничество»

Формы деятельности

Данная модель является новой концепцией наставничества, суть состоит в следующем. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными. Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным сотрудником (подопечный), которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. В ходе встречи наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации.

Результаты

После указанной встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. Наставники и подопечные подбираются практически без критериев, причем последние могут запросить резюме нескольких наставников, чтобы сопоставить их качества и возможности. После того как подопечному назначается наставник, они могут после первой личной встречи принять решение о прекращении отношений. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества.

 

Модификации модели «Флэш-наставничество»

Формы деятельности

Последовательное флэш-наставничество: подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию одноразовых встреч, например, еженедельно в течение месяца.

Скоростное наставничество: разновидность последовательного флэш-наставничества, когда наставники и их подопечные встречаются лишь на несколько минут, а затем, сразу же после этого, переходят к другому наставнику/подопечному и т.д.

Групповое флэш-наставничество: наставник работает в паре с небольшой группой подопечных. Эта техника может быть реализована как групповое скоростное наставничество.

Результаты

Модификации данной модели применимы на практике относительно различных ситуаций и по отношению к разным специалистам по мере исследования проблем адаптации новых сотрудников, или перешедших на новые должности в той же организации. Главный риск: не затягивать с выбором модели и не спекулировать правом выбора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: