ПРАКТИКУМ №5
Тема занятия «Задачи и функции специалистов инклюзивного консилиума по организации сопровождения ребёнка ( вашей группы семинара) »
Цель: построить программу 10 шагов сопровождения ребёнка с ОВЗ и инвалидностью (вами изученной категории) одним из указанных специалистов консилиума и освоить методику социально-психолого-медико-педагогического сопровождения.
Данный практикум как и дисциплина направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
ПК-7. Способность диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию.
ПК-9. Способность проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий.
Формат практикума: защита презентаций объёмом до 10 слайдов (не более 500КБ для загрузки)
Тематика презентаций (выбор по списку в журнале группы)
1. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, социального педагога).
2. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя логопеда школы).
3. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, социального педагога школы).
4. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, тьютора).
5. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя дефектолога школы).
6. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, педагога-психолога).
7. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, социального педагога).
8. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя логопеда школы).
9. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, социального педагога школы).
10. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, тьютора).
11. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя дефектолога школы).
12. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, педагога-психолога).
13. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, социального педагога).
14. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя логопеда школы).
15. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, социального педагога школы).
16. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, тьютора).
17. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя дефектолога школы).
18. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, педагога-психолога).
19. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, тьютора).
20. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, учителя дефектолога школы).
21. Задачи и функции консилиума образовательного учреждения как службы сопровождения обучения ребёнка …(на примере, педагога-психолога).
Методические рекомендации по выполнению работы.
1. Изучите материалы лекции №5.
2. Прочитайте из указанной литературы в лекции работы (выделенные обязательно).
3. Составьте презентацию из 10 слайдов.
4. Требования к ней:
Цель мультимедийной презентации: обозначить актуальность выше указанной проблемы, выделить категориальный аппарат и выстроить научно-методическую структуру педагогической технологии, указать научные источники.
Содержание (подготовка):
1. Это самостоятельная поисковая работа студента.
2. Ваша презентация должна соответствовать возможностям загрузки на площадке мудл.
3. Объём мультимедийной презентации составляет 10 слайдов:
1 слайд – тема, автор-составитель презентации
2 слайд – план 10 шагов, т.е. система деятельности данного специалиста выносится на начало презентации, а затем в слайдах 3-8 раскрывается содержание важных его функций и задач по сопровождению ребёнка указанной категории (Вы её изучили на семинарском занятии)
3-8 слайды – информация о работе данного специалиста в команде консилиума, его функции, задачи, виды помощи данной категории детей с ОВЗ и инвалидностью
9 слайд – литература (можно из моего списка)
10 слайд – деск-слог (обращение от имени данного специалиста к членам консилиума как девиз заседания), не более 5 строк, например, что может сказать психолог школы на первом заседании (моя цитата)
«У особенного ребёнка особая душа, особые отношения с миром, особая любовь и особые переживания.
Но они такие же яркие, волнующие и захватывающие, как и обычные дети.
Главное – поймать эти моменты и показать всему миру!
Ведь они, прежде всего, дети!
Этот и есть наш девиз работы»
4. Каждый слайд должен иметь заголовок.
5. Понятия и цитаты должны быть указаны со ссылкой на автора.
6. Технические требования: шрифт не менее 28, эмоциональное содержание может быть усилено фото, символами. Они должны занимать только 1/ 4 часть слайда.
7. Абрамова, И.В. Научно-практические основы подготовки тьютора образования// Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://naukarus.com/nauchno-prakticheskie-osnovy-podgotovki-tyutora-inklyuzivnogo-obrazovaniyahuman (дата обращения: 07.04.2020).
- Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 5–16.
- Белоброва, М. М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования // Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76-80.
- Вильшанская, А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012. — 256 с.
11. Наймушина, Л.А. Опыт логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/01/26331 (дата обращения: 07.04.2020).
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 129 с.
- Приходько, О. Г., Григоренко, Н. Ю., Журавлева, Ж. И. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 39 с.
- Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд.-во «Удмуртский университет»,2013. – 110 с.
Дополнительный список литературы для самостоятельного изучения
1. Битов, А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации / А.Л. Битов. - М.: Педагогика, 2012.
2. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2011.
3. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 2013.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред, Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2011.
5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: АКАДЕМИЯ, 2019.
6. Корнетов, Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса / Г.Б. Корнетов. // Педагогика. - 1999. - № 3.
7. Специальная педагогика в 3-х томах / Под ред Назарова Н.М., Пенина Г.Н. - М.: НЦ «Инициатива», 2017.
8. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Т.В. Фуряева. // Дефектология. - 2009.- № 2.
Примечание: все работы выставляются на мудл, если он заработает сегодня, если нет, то завтра 9.04. высылаете цифровому волонтёру Кате до 17.00
Приложение 1
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, АССИСТЕНТА-УЧИТЕЛЯ, ТЬЮТОРА, ПРИВЛЕЧЁННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА) ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ (методические материалы к лекции №5)