Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

В ситуации модернизации системы образования - объединении, укрупнении образовательных организаций, создании образовательных комплексов появилась возможность оказания психолого-педагогической помощи не только детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детям-инвалидам, но и другим обучаюшимся, которые по тем или иным причинам могут испытывать трудности в овладении основной общеобразовательной программой. Такая помощь оказывается в условиях организации службы сопровождения в образовательной организации, центре психолого-медико-педагогического и социального сопровождения. Такая вариативность позволяет решать множество стратегических задач. Среди них:

– своевременное выявление возникающих трудностей в освоении основной общеобразовательной программы, определение причин затруднений;

– определение содержания индивидуальных программ коррекции, развития, формирования познавательной сферы ребенка;

– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;

– консультирование специалистов, родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, определению и выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основная деятельность учителя-дефектолога в образовательной организации направлена на реабилитацию / абилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, которые испытывают трудности в овладении основной общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной образовательной услуги, коррекции и компенсации психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные условия.

Учитель-дефектолог входит в команду специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Учитель-дефектолог является ее обязательным участником, когда речь идет о возможных трудностях в усвоение академического компонента образовательной программы, недостаточности в освоении различных видов деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка.

Цель деятельности – обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя дефектолога решаются следующие задачи:

1. Проведение педагогической диагностики с целью выявления особенностей в развитии деятельности, темпа и успешности усвоения учебного материала, возможности использования полученных способов действия в новой ситуации и пр.

2. Определение актуальных задач, принципов, методов, форм, приемов и средств, повышающих более успешное усвоение учебного материала, развитие учебной мотивации и повышение самостоятельности учащегося.

3. Определение критериев, позволяющих оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

4. Участие в разработке адаптированных рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ОВЗ, имеющего трудности в обучении.

5. Участие в систематическом изучении динамики ребенка с ОВЗ в процессе освоения.

6. Взаимодействие с другими специалистами и семьей ребенка с ОВЗ с целью более эффективного психолого-педагогического сопровождения в школе.

7. Реализация коррекционно-развивающей и социальной составляющих процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

8. Проведение просветительской деятельности с целью включения наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу педагогов, в домашние занятия родителей с ребенком, имеющим ОВЗ и повышения успешности использования полученных знаний на практике.

9. Формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля (текущего и итогового) у ребенка с ОВЗ в процессе участия в коррекционно-развивающих занятиях

Для реализации цели и задач для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа, которая включает в себя программу коррекционной работы. Программа коррекционной работы поддерживает реализацию основной образовательной программы. Учитель-дефектолог является одним из основных разработчиков адаптированной рабочей программы, программы коррекционной работы, адаптированной программы дополнительного образования и является координатором деятельности всех специалистов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении, а также входит в экспертный совет по контролю и оценки эффективности обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации.

Исходя из этого, определяются конкретные направления и содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, консультативно-просветительское, профилактическое, организационно-методическое.

Диагностическое направление в деятельности учителя-дефектолога может быть составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), консилиума (ПМПк). Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей данного направления считается прогнозирование возникновения трудностей в освоении образовательной программы, определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем. Целью дефектологического обследования в этом случае становится: выявление трудностей формирования познавательной сферы, универсальных учебных действий (в зависимости от определенной ведущей деятельности), становления и развития компетенций, знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится выявление актуального уровня интеллектуального развития ребенка, анализ состояния продуктивных видов деятельности (качественно-количественная характеристика), наблюдение за деятельностью в процессе свободной, учебной и внеучебной деятельности.

Диагностическое направление реализуется в процессе первичной диагностики и при динамическом изучении. Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и ближайшего развития ребенка, определение причин и механизмов возникновения трудностей в обучении. По результатам исследования учитель-дефектолог проводит: формирование групп из состава детей, у которых выявлена однотипная ведущая проблема, определение оптимальных условий для дифференцированного и/или индивидуального развития. В ходе первичной диагностики оформляется протокол обследования, фиксируются стартовые показатели перед началом коррекционно-развивающего обучения. Динамическое изучение учащихся проводится с целью определения динамики развития познавательной сферы ребенка, определения эффективности выбранных форм, приемов, методов коррекции, развития и обучения обучающегося его уровню развития. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании методического, педагогического объединения и фиксируются в дефектологическом представлении. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащегося при первичной и последующей диагностиках, определение сформированности игровых, учебных навыков и способов игровой, учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.). Этапная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие игровой, учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка. В отдельные моменты, в соответствии с необходимостью, запросом может проводиться текущая диагностика, направленная на обследование познавательных возможностей воспитанника в острой ситуации.

Второе направление деятельности – коррекционно-развивающая работа. Содержание этого направления работы:

• создание условий для развития сохранных функций;

• определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий

• формирование положительной мотивации к обучению;

• повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

• коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

• воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

• Обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ за счет более эффективного формирования УУД в процессе коррекционно-развивающих занятий

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во внеурочное время или же, например, учитель-дефектолог берет на индивидуальное занятие ребенка с урока математики или русского языка, если тот не укладывается в темп изучения материала в классе.

Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести, характера имеющегося нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в соответствии с учетом общей занятости обучающегося. Организация режима проведения коррекционно-развивающих занятий регламентируется нормами СаНПиН, общей интеллектуальной нагрузкой (соответствие расписанию), другими параметрами. Занятия с учителем-дефектологом несут коррекционно-развивающую и предметную направленность.

В случаях, если ребенку требуется помощь сурдопедагога или тифлопедагога, то ребенок для коррекционных занятий направляется в специализированные центры.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Третье и четвертое направление деятельности – аналитическая деятельность и профилактика. Целью этого направления является анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционного сопровождения ребёнка в инклюзивном образовательном пространстве. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого учащегося и, как следствие, анализа эффективности программ коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных учебных планов.

Необходимость выделения аналитического направления в деятельности учителя-дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3) обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4) профилактирование перегрузок обучающихся.

Пятое направление деятельности – консультативно-просветительское. Учитель-дефектолог консультирует администрацию образовательной организации, педагогов-предметников по вопросам организации специальных образовательных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях) и среды для детей с ОВЗ в процессе индивидуального консультирования и в ходе работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводится по запросу родителей или инициативе учителя-дефектолога и выполняет различные функции:

- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;

- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;

- получение дополнительной диагностической информации от родителей.

Шестое направление деятельности – организационно-методическое. Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, собственно участие в мероприятиях, а также оформление необходимой соответствующей документации.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения, проблем в обучении. Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями, выступает инициатором выведения отдельных учащихся в специальные (коррекционные) учреждения, организует обследование учащихся на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), консилиуме (ПМПк).

Каждое направление деятельности дефектолога включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: