Перечитывая классиков

Одним из самых распространённых аргументов культуропитейщиков в их борьбе против трезвости, безусловно, является утверждение, что, мол, на Руси всегда пили, и что вообще — водка наш национальный напиток, а употребление её, чуть ли не наш гражданский долг. Конечно, живых свидетелей, которые рассказали бы нам, как пили на Руси двести или триста лет назад, нам не найти. Но, к счастью, есть письменные свидетельства очевидцев. Я имею в виду нашу замечательную литературу.

Так неужели и двести лет назад в России процветало такое же пьянство как сейчас?

Вызываю в свидетели Михаила Юрьевича Лермонтова.

Итак, для начала — Печорин. Мы впервые встречаемся с ним в повести «Княгиня Лиговская». Вот он в театре. Надо сказать, что мы-то с вами, дорогой читатель, хорошо знаем, что такое театр сейчас. Там есть буфет. Куда во время антракта можно пойти, и где современные театралы могут кое-что съесть и выпить. Но, хотя и так все всё знают, сошлюсь на современную литературу: рассказ Лидии Шевяковой «Муж и жена» (журнал «Наш современник», №6, 2001 г.). «В Москву приехал Эдик Бадукян, давний приятель мужа, много лет назад эмигрировавший в США. Вечером мы повели его в Большой театр. Давали «Хованщину». … В антракте мы пили тёплое шампанское и закусывали обветренными бутербродами» — конец цитаты. Вот так сейчас пишет женщина о посещении театра и так себя там ведёт. А как же раньше? Что же Печорин? Давайте почитаем:

«Первый акт кончился, Печорин встал и пошел с некоторыми из товарищей к Фениксу…

Феникс — ресторация весьма примечательная по своему топографическому положению в отношении к задним подъездам Александринского театра…

Печорин взошел к Фениксу с одним преображенским и другим конноартиллерийским офицером».

Давайте прервём чтение и порассуждаем. Сейчас, как мы заметили выше, в театральных буфетах пьют шампанское, пьют, наверное, и более крепкие вещи, пьют даже женщины. Ну а здесь, и не в театре даже, а в ресторане! И не дамочки какие-то, а бравые офицеры! Уж они — то, наверное, вдарили не по лимонаду! Но читаем дальше.

«Он велел подать чаю и сел с ними подле стола; …. За тем же столом, где сидел Печорин, сидел также какой-то молодой человек… куривший собственные пахитосы… Он сидел, задумавшись и, казалось, не слушал разговора офицеров, которые шутили, смеялись и рассказывали анекдоты, запивая дым трубки скверным чаем. …Когда Печорин кончил, молодой человек во фраке встал и, протянув руку, чтобы взять шляпу со стола, сдёрнул на пол поднос с чайником и чашками».

Как видите — никакого алкоголя нет вообще, только чай. «Не то, что нынешнее племя».

Давайте теперь понаблюдаем, как проходило во времена Печорина застолье. Это всё ж таки не театр. Но немножко цитат.

«Вскоре сели за стол…. После второго блюда разговор начал оживляться».

Далее упоминаются некоторые гастрономические детали:

«…Невинные зубки жевали кусок рябчика… ей подали какое-то жирное блюдо… продолжал уписывать соус, унизанный трюфелями… проглотил три трюфели разом».

Как видите, никакого алкоголя пока не присутствует. И, наконец:

«За десертом, когда подали шампанское, Печорин, подняв бокал, обратился к княгине… Тайное страдание изобразилось на её лице, столь изменчивом, рука её, державшая стакан с водой, дрожала….

Вскоре стулья зашумели; встали изо стола и пошли в приёмные комнаты… Лакеи на серебряных подносах стали разносить кофе».

Вот и всё. И весь алкоголь тут. Только на десерт, после обеда. И женщины не пьют. Иначе придётся предположить, что княгиня в другой руке держала ещё один стакан, с шампанским, которое она запивала водой? Конечно, если вспомнить, что теперешние женщины могут вполне запивать водой спирт или даже одеколон, то тогда…

Но пойдёмте вслед за Лермонтовым в книгу «Герой нашего времени». Понаблюдаем за первой встречей с Максимом Максимовичем. Они познакомились в горах, в дороге.

— Нам придётся здесь ночевать, — сказал он с досадою, в такую метель через горы не переедешь. …

За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник — единственна отрада моя в путешествиях по Кавказу. …Мы приютились у огня …и скоро чайник зашипел приветливо. …Между тем чай поспел; я вытащил из чемодана два походные стаканчика, налил и поставил один перед ним.

Да, видно у автора, то есть, у Лермонтова, с собой не было ничего покрепче, раз он предлагает чай, тогда, как теперь всякому любителю «культурно» выпивать ясно, что в метель, да в стужу, да после трудной дороги, да с устатку и т.д. и т.п. надо предлагать уж конечно не чай! И опять мы ошиблись! Читаем дальше:

— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику, — у меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

— Нет-с, благодарствуйте, не пью.

Вот так, дорогой читатель. Максим Максимович то, оказывается, трезвенник! А почему же нам с вами на уроках литературы о таком интересном факте не говорили? Но интересно знать, как это боевой офицер дошёл до такой жизни, ведь нам то постоянно внушают, что лихие вояки обязаны и водку хлестать лихо.

— Что так?

— Да так: Я дал себе заклятье. Когда я был ещё подпоручиком, раз, знаете, мы подгуляли между собою, а ночью сделалась тревога; вот мы и вышли перед фрунт навеселе, да уж и досталось нам, как Алексей Петрович узнал: не дай господи, как он рассердился! Чуть-чуть не отдал под суд. Оно и точно: другой раз целый год живёшь, никого не видишь, да как тут еще водка — пропадший человек!

Ну, что тут добавить? Как видите, Максим Максимович уже очень много лет, с молодости дал себе зарок — не пить. И не из-за больной печени, или какой-нибудь язвы. А, исключительно, из принципиальных соображений, так как водка мешает делу. Обратите внимание, что и Алексей Петрович Ермолов, а это, конечно, упоминается он, наш прославленный генерал, герой Бородинского сражения, он тоже не очень-то жалует любителей выпить.

Ну и в заключение: давайте внимательнее читать наших великих классиков и тогда легко можно убедиться, что все разговоры о «традиционном русском пьянстве» — это просто клевета на наш народ, на нас с вами. И давайте не пить, чтобы сохранять ясность ума и трезвость суждений.


НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Беляев М. М. и Беляев С. М., учитель и врач — известные авторы статей по медицине и педагогике.

Бородин Дмитрий Николаевич — юрист, общественный деятель, много и плодотворно выступавший против пьянства. Раскрывал в своих выступлениях политику правительства, направленную на получение «питейного» дохода. Как один из организаторов, оповестил и пригласил участвовать в 1-м Всероссийском съезде по борьбе с пьянством Л. Н. Толстого; в день открытия съезда зачитал письмо великого писателя.

Григорьев Николай Илларионович — доктор медицины, земский врач. О направленности его деятельности говорят названия его трудов: «Алкоголизм и преступления», «Алкоголизм как общественное зло», «О русских обществах трезвости и об их деятельности в борьбе с пьянством», «Приюты для вытрезвления пьяных». «Отчего в России такая ужасающая смертность грудных детей» и т. д.

Г. О. Кто скрывается под этим псевдонимом, выяснить не удалось.

Диомидов И. Об авторе статьи «Винная монополия и голод» сведений также нет.

Коровин Александр Михайлович — московский врач, организатор и директор первой алкогольной лечебницы, первый председатель московского общества трезвости. Им написано множество книг, научных и популярных статей, принесших автору большую известность. Например: «На что нам общества трезвости?», «Движение трезвости в России», «Открытые письма к врачам всех народов», «К русскому обществу» и др.

Мордвинов И. П. Автор ряда статей: «Первая школьная книжка о трезвости», «Учение о трезвости в начальной школе» и др. Других данных о нем нет.

Сажин Иван Дмитриевич — доктор медицины, военный врач, генерал, энтузиаст борьбы за трезвость в среде военных. С результатами глубоких исследований по проблеме алкоголизма выступал на многих съездах, в том числе на съезде детских врачей. Им написан целый ряд трудов: «Влияние алкоголя на нервную систему, в особенности развивающегося организма», «Может ли быть алкоголь пищевым веществом?», «Алкоголизм в армии и меры борьбы с ним» и др.

Сикорский Иван Алексеевич — профессор психиатрии и нервных болезней Киевского университета, редактор журнала «Вопросы нервно-психической медицины». Ряд работ направлен против развития алкоголизма в России: «Алкоголизм и питейное дело», «О действии алкоголя на психическую сферу», «О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России» и др.

Сум К. Э. Об этом авторе сведений нет.

Успенский С. Автор статей «Памятная книжка трезвенника», «Практическое осуществление дела борьбы с пьянством», «Народная гигиена в очерках и рассказах» и др.

Шипов Сергей — юрист, следователь уголовного департамента правительственного сената. Был хорошо знаком с бытом крестьян. На основании следственных дел в 1859 году написал книгу «О трезвости в России»; статистически доказал, что пьянство является одной из главных причин нищеты в среде простого народа и преступлений. Был противником умеренного потребления спиртного, считая, что только трезвость влияет на повышение государственных доходов.

Чебышева-Дмитриева Евгения Александровна — педагог, поэт, детская писательница, общественная деятельница. Ею представлен доклад комиссии по вопросу об алкоголизме «Роль женщины в борьбе с алкоголизмом» (29.11.1900 г.).

Челышов Михаил Дмитриевич — член III Государственной думы. Участвовал в подготовке законопроекта о мерах борьбы с пьянством, пользовался думской трибуной для разоблачения противников трезвости, наживающихся на производстве и продаже алкоголя. Против его избрания в IV Государственную думу ополчились винокуры, пивовары, виноделы, кабатчики и самарское духовенство. Их поддержали представители государственной власти, заинтересованные в сохранении доходов от казенной монополии.

Петр Ива (псевдоним Дементьева Петра Ивановича) — писателя, поэта, драматурга. Им написаны пьесы: «Штурм», «...Бабам волю», «На широкую дорогу» и др., а также сборники стихов и рассказов, ряд повестей и поэма «Откуда на Руси зло?».

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

От редакции 3                                                                           3

Г. О. О пьянстве в России  8                                                      7

Сергей Шипов. О трезвости в России 19                                   17

А. М. Коровин. Движение трезвости в России (доклад) 31                   27

М. Д. Челышов. «Пощадите Россию!» (письма) 50                             45

Л. Н. Толстой. Для чего люди одурманиваются? 75                            67

Л. Н. Толстой. Праздник просвещения 12 января 93                           82

Л. Н. Толстой. Пора опомниться 97                                                      86

А. М. Коровин. На что нам общества трезвости? 99                           88

И. А. Сикорский. Надвигающийся великий кризис от вина 113 100

Д. И. Бородин. Открытое письмо к русскому обществу 120              106

Л. Н. Толстой. Письмо Д. Н. Бородину 125                                         111

А. М. Коровин. Открытые письма 126                                      111

Бьют тревогу  127                                                                       112

И. Диомидов. Винная монополия и голод 132                          117

И. Диомидов. 1-й Всероссийский съезд по борьбе с пьянством 133 118

Е. А. Чебышева-Дмитриева. Роль женщины… 141                              124

И. П. Мордвинов. Женщина-хозяйка… как фактор трезвости 143      126

Алкоголизм и рабочие 144                                                       128

И. П. Мордвинов. Учение о трезвости в начальных школах 148 131

И. П. Мордвинов. Первая школьная книжка о трезвости 150              133

С. Успенский. Школа трезвости 156                                                     138

М. М. Беляев, С. М. Беляев. Сборник задач 206                       182

Петр Ива. Откуда на Руси зло? 216                                           190

Н. А. Некрасов. Пьяница 217                                                                 191

Н. А. Некрасов. Праздничный разгул 218                                192

С. Есенин. «Годы молодые с забубённой славой...» 219         194

Г. Успенский. Кузька 219                                                          194

Ф. М. Достоевский. Мармеладов 221                                                    196

А. П. Чехов. Происшествие 224                                                198

А. П. Чехов. Горе 229                                                                           203

Влас Дорошевич. В Татьянин день 232                                     206

М. Горький. Супруги Орловы 241                                             214

А. М. Коровин. Опыты с алкоголем над растениями и животными 246   219

А. М. Коровин. О зачатии в состоянии опьянения 248            221

Н. И. Григорьев. Алкоголь и долголетие 249                                       222

К. Э. Сум. Почему действительно нельзя пить… 254                         226

И. В. Сажин. Алкоголизм в армии и меры борьбы с ним 270             240

И. В. Зорин. Перечитывая классиков                                254

Некоторые сведения об авторах 286                                              257




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: