В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле»

ВАРИАЦИИ

Вариации – это такая музыкальная форма, которая состоит из темы (Т) и нескольких ее повторений, в каждом из которых тема предстает в измененном виде. Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску.

Изменения могут быть разными. Могут измениться: лад, темп, тембр, ритм, жанр, регистр и т.д.

Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».

Буквенная схема вариаций: А(тема) – А1 - А2 – А3 – А4 – А5 и т.д.

Все знают песню «Во поле берёза стояла». У этой песни композитора нет.

Её принято называть русская народная песня. Дело в том, что песню «Во поле берёза стояла» сочинили очень давно, когда люди не знали азбуки, не умели читать и писать, не умели записывать и музыку. Но песня эта живёт много-много лет, её знали ещё ваши мамы, бабушки и дедушки. Кто сложил такие песни – неизвестно, поэтому принято считать, что их сложил народ. Вот они и получили такое название - народные.

Песню «Во поле берёза стояла» использовал в своей симфонии композитор Пётр Ильич Чайковский.

Послушайте отрывок из его симфонии, где звучит тема этой песни.

Финал симфонии № 4 П.И.Чайковского

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8527441486111903583&text=%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F%204%20%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1586834788032825-941999021969283863100326-production-app-host-man-web-yp-283&redircnt=1586834813.1

Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз (услышать), её исполняют разные инструменты оркестра. Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.

 

Д/З:

1. Прочитать текст, выписать в тетрадь то, что выделено жирным шрифтом.

Послушать: Финал симфонии № 4 П.И.Чайковского

Вл.Мишле Шуточные вариации «В лесу родилась елочка»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6634204034870218544&text=%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%BB%D0%B5+%D0%A8%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

3. Ответить на вопросы письменно.

- Какие музыкальные формы  относятся  к простейшим?

- Как строится двухчастная форма? (схема)

- Какие танцы относятся к классической танцевальной сюите?

- Напиши формулу трёхчастной формы.

- Где применяется трехчастная форма?

В тетради сфотографировать, отправить на электронный адрес преподавателя: nadin_7315@mail.ru

 

Задание по предмету слушание музыки

3 класс отделения «Музыкальное искусство»    23.04.20г.

РОНДО

 

Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план - форму - конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

Рондо - с французского означает «круг». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает круг, хоровод.

Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В рондо есть наиболее важная Тема, которая называется РЕФРЕНона повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера.

В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения:

В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле»   

Фортепиано:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2317723309374464829&text=%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE+%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82

Духовые инструменты: https://yandex.ru/video/search?text=%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE+%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%82

Мелодия, которую вы сейчас услышали, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.

«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажордля фортепиано.

Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу - она для этого не подходит.

Л. Бетховен Рондо Каприччио «Ярость из-за потерянного гроша» https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B1%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD+%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83+%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B0+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C

Когда Бетховену исполнилось 25, он написал рондо «Каприччио», но так никогда и не сыграл его для своих современников. О короткой пятиминутной пьесе стало известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость из-за потерянного гроша». Идея подзаголовка принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру.

Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.

«Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..»

Современные музыковеды сравнивают это рондо с развёрнутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу.

Слушая рондо-каприччио, можно услышать, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущённое рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации.

Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.

М. Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6764188394561605128&reqid=1586837826633792-1320944102257472868904486-sas1-6805-V&suggest_reqid=885607750157746496380292760229077&text=%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE+%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D1%84%D0%B0+%D0%B8%D0%B7+%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD+%D0%B8+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.

… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо: основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке.

 

Д/З:

1. Прочитать текст, выписать в тетрадь то, что выделено жирным шрифтом.

2. Послушать данные произведения.

3. Ответить на вопросы письменно в тетради.

Вопросы:

- Что такое «вариация»?

- Какая музыкальная форма называется вариацией?

- Как может меняться главная тема? 

- Что означает буква Т? 

- Какая русская народна песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского?

- Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?

- Что означает слово «рондо»?

- Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?

 

 

В тетради сфотографировать, отправить на электронный адрес преподавателя: nadin_7315@mail.ru

 

Задание по предмету слушание музыки

3 класс отделения «Музыкальное искусство»    30.04.20г.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: