Теория отделения/идентификации М.Малер

По-новому рассмотрела понятие аутизма: как нарушение развития и как некий симптомо-комлекс, свойственный нормальному ребенку на определенном этапе развития. Ввела понятие симбиотического психоза (определенное поведение ребенка, при котором он не готов отделиться от мамы).
Развитие ребенка проходят 3 стадии.

1) Нормальный аутизм. От рождения до 1 месяца.

Ребенок сфокуисрован на своем внтр.психологическом состоянии, как бы устанавливает новый для себя психологический баланс. Ему наиболее интересно его внутр.психологическое состояние, внутр.ощущения. Ребенок уже родился, но продолжает находится в некой капсуле, защищающей его от внеш.стимулов.
2) Нормальный симбиоз. От 1 до 5 месяцев.
Ребенок больше реагирует на внеш.стимулы, но при этом находится под влиянием иллюзии, что он и мать – единое целое. Появляется соц.улыбка; останавливает внимание на маме, оценивает ее состояние и ее соц.жест (на 2 месяце);ощущение, что весь мир в гармонии с его желаниями, что мать поддерживает в норме; в момент кормления достигается полнейшая степень удовольствия.

Ребенок переживает систематические и психологические переживания(слияние с матерью).
Мать не всегда должна точно знать и угадывать, что хочет ребенок. Мама должна быть нормально-преданной, внимательной к его нуждам и заботливой. Якорение безопасности – идея базового доверия, единства с мамой; позволяет ему изучать любовь и нежность.

3) Фаза дифференциации. От 5 до 9 месяцев.
Ребенок, сидя на коленях у мамы, начинает изучать окруж.мир. Движущая сила – интерес к устройству мира. К 5 мес осознает, что мама отличается от др.людей; изучение становится более фокусированным и длительным. Около 6 мес больше отстраняется от матери, чтобы лучше ее видеть (трогает, дергает за волосы-изучает). Исследует других людей, но это исследование отличается от исследования матери: нет радостной непосредственности, включенности, серьезны. Около 7 мес испытывают тревогу при виде других людей (чаще с тем детьми, у которых симбиотический период проходил очень напряженно) или рассматривают людей с удивлением и любопытством (симбиотический период в норме). Тревога при разлуке с мамой. Итог: отделение от мамы и индивидуация (исследование окруж мира и запоминание, где находится мама и др.объекты).
4) Ранняя практическая фаза. От 9 до 12 месяцев.
Использует маму как базу для своих исследований. Начинается фаза как только ребенок начинает ползать. Мама - некое постоянство, с которого он начинает действовать и к которому возвращается. Для успешного развития нужна уверенность в том, что мама не исчезнет.
5) Практическая фаза. От 12 до 15 месяцев.
Все исследования начинаются и заканчиваются с мамы и только с мамой. Усовеие понимания того, что предметы и мама постоянны. Развивается мышление. Исследует мир с радостным отношением.
6) Фаза возобновление отношений. От 15 до 24 месяцев.
Осознает, что нуждается в матери, но стремится к независимости. В норме должен продолжать развиваться интерес к окруж.миру и исследованию. Интерес должен перевесить нужду в матери.
7) Начало развития постоянства объектов. От 24 до 30 месяцев.
Создает внутри образ матери и может функционировать отдельно от нее. Формируется в норме константное положительно отношение к матери.

 














Сущность и значение проблемы обучения и развития в теории Ж.Пиаже.

Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием. По этой теории, "развитие должно совершить определенные законченные циклы, функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу". Развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека. Обучение - это лишь внешние условия созревания, детского развития. Оно рассматривается как "чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление"

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: