Периодизация развития личности в теории З.Фрейда

1. Оральная стадия. От рождения до 1 года.

Локус-контроль сосредоточен в оральной зоне. Не столько физическая, но и психическая концентрация (удовлетворение этой зоны не просто доставляет удовольствие, но имеет некую самостоятельную ценность). Ребенок пробует границы и степень дозволенного. Нарушения возникают из-за резкого прерывания кормления или усиления важности оральной зоны (чуть ребенок вскрикнул - сразу соску).

2. Анальная стадия.

Локус-контроль – анальная зона. «Битва вокруг горшка». Интерес к ощущениям, которые появляются при встрече с горшком. Удовлетворение мышц в области ануса (расслабление/сжатие мышц сфинктера). Ребенок впервые сталкивается с требованием отказаться от своих истинных удовольствий – проявление социального Я. Интерес к исследованию своих фекалий. Влияет на аккуратность/неаккуратность, отношение с людьми, нарушение сексуальности. Иногда приводит к регрессу в развитии.

3. Фаллическая стадия. От 3 до 6-7 лет.

На этой стадии впервые проявляется Эдипов комплекс (начинается с интереса мальчиков к своему пенису; экспериментирует с ним, в своих фантазиях и именно в этих фантазиях проявляется комплекс; направлено на противоположный пол -> на маму) и комплекс Электры (ревность дочки к матери). Стадия помогает отделиться от мамы (раньше симбиоз с мамой, а теперь - соперничество). Если ругать, то у мальчиков может сформироваться страх кастрации. Когда заканчиваются комплексы, ребенок просто откладывает свое желание на будущее.

4. Латентный период. От 6-7 до 11 лет.

Сексуальность спит. Либидо перенесено на учебную деятельности. Сексуальные и агрессивные фантазии глубоко скрыты, прочно удерживаются в бессознательном. Проявление сексуального поведения не исчезает полностью: мальчики продолжают проявлять интерес к девочкам. Формируется сама учебная деятельность, ее стиль. Происходит поло-ролевое разделение поведения. Закладываются формы проявления поло-ролевого поведения.

5. Генитальная стадия. От 11 до 16 лет.

Главная задача индивида: освобождение от своих родителей. Активное появление пар, попытки вступления в сексуальные отношения (казаться взрослым, быть «как все» и т.д.).
Итог: либо стремление к жизни (эрос), либо к смерти (танатос) + определение зоны, которая наиболее сильно подвергалась либидо (кроме латентной). Нарушения на стадиях связаны с застреванием на стадии ил излишним подкреплением/отрицанием какого-либо поведения на любой из стадий.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: