Стадии развития в теории Э.Эриксона

Изучает, в отличие от Фрейда, нормальных здоровых детей и влияние культуры на их развитие.

1. Базовое доверие и отсутствие базового доверия к миру. От рождения до 1 года.

Модус (главное действие на этой стадии) – поглощение, вбирание. Не ограничивается ртом, характеризует и все другие ощущения малыша. Идея некой «золотой середины» - вычленение свой/чужой и т.п. Ребенок начинает регулировать свои собственные отношения со своей агрессивностью (прикусывает палец, мамину грудь, щеку и т.п.). Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.

2. Автономия против стыда и сомнения. От 1 до 3 лет.

Модус – удержание и сбрасывание. Идея анальной зоны остается. Автономия от мамы. Первые шаги – отделение от мамы. В норме 3 годам автономия должна победить страх, стыд и сомнения. Снова идея золотой середины. Полная автономия ведет к одиночеству. Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой. В норме автономия побеждает стыд и сомнение.

3. Инициатива против вины и сомнения. От 3 до 6 лет.

Модус – интрузия (вторжение) ~ любопытство. Ребенок пытается вторгнуться во все сферы, которые его окружают, все исследовать. Инициатива во вторжении. Нарушения возникают из-за запрещения родителями изучать себя и окружающий мир: рамки дозволенного (хочу и буду!) и агрессивное поведение, переходящее в садизм. Кризис 3-летнего возраста: перенос своих желаний, фантазий в реальные ситуации->невозможность их реализации->кризис. В норме инициатива побеждает. Формирование Супер-Эго.

4. Трудолюбие против неполноценности. От 6 до 11 лет.

Модус – учебная деятельность. Дети активно усваивают и направляют свои силы на усвоение полезных навыков (в культурной среде). Неполноценность появляется тогда, когда ребенок не успевает в чем-то, а родители ругают (ребенок: «Я плохой» и т.п.). Чувство неполноценности останется навсегда-> нравится быть плохим. У ребенка впервые появляются объективные критерии сравнения себя с другими детьми. Нарушения: замкнутость в себе, низкая самооценка, завышенная самооценка, неуверенность в себе. В идеале – трудолюбие. НО: не должно быть избытка трудолюбия (добиваться любыми способами), золотая середина.

5. Идентичность против спутанность ролей. От 12 до 18 лет.

Модус – достижение идентичности. Самый кризисный период развития личности. Человек должен понять, какой тип ролей он выбирает, как он должен себя вести, какие нормы и ценности примет для себя. Здесь допустимы интимные близкие половые отношения. Колоссальный рассвет сексуальной энергии. Возможно присоединение к одной из группировок.

6. Интимность против изоляции. От 18 до 23 лет (молодость).

Модус – Поиск спутника жизни, установление дружеских отношений, преодоление чувства одиночества. Принятие ценностных ориентация другого человека, впускание его в свою жизнь. Познание чувства любви. Любовь как взаимная интимная преданность. Человек познает взаимную близость, большое значение приобретает сексуальная успешность.

7. Генеративность против поглощенности самим собой. От 25 до 45 (зрелость).
Генеративность – реализация себя в других людях, воспроизведение себя в детях, а так же в труде или профессии. На эту стадию приходится пик межличностных отношений. Изменяется и развивается смысл жизни, он становится более децентрированным. Самая главная задача: борьба творческих сил, реализация себя против застоя.

8. Мудрость против отчаяние. От 45 и до конца жизни (старость).

Окончательное, цельное представление о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Человек чувствует себя неспособным, слабым, но к нему приходит мудрость. Несмотря на физическую слабость, человек остается сильным. 2 стратегии старения (по Ермолаевой): позитивная (принятие прошлого) и негативная (цепляются за вещи, за свое прошлое). Пожилой человек должен выстроить перспективы на будущее, найти смысл своей жизни. На этой стадии может возникнуть отчаяние, отвращение ко всему миру и отчуждение от него.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: