Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской). Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет психологии развития — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Задачи возрастной психологии:- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.- Периодизация психического развития в онтогенезе.- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.- Возрастная и клиническая диагностика.- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко). Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития: Метод наблюдения- Эксперимент:- лабораторный; - естественный;- констатирующий;- формирующий; Вспомогательные методы исследований:- беседа;- интервью;- анкетирование;- тестирование;- анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);- проективные. Сравнительные методы исследования:- близнецовый;- сравнение нормы и патологии;- кросс-культурный;- биографический. Социометрические методики

Схема построения эмпирического исследования: Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития здорового человека и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В связи с этим выделяют: детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
Предмет – возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах ее жизненного пути. 

Задачи возрастной психологии: разработка методов и методик, выявляющих специфику развития человека на различных этапах жизненного пути; формирование системы психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов; создание условий для интенсификации психического развития и саморазвития индивида с учетом возрастных особенностей.

 

33. Пренатальный период. Основная характеристика.
Период от оплодотворения до рождения.(состоит из 3 этапов: до рождения, роды, после рождения).

Основная характеристика: Нервная система зародыша формируется и возникает сердцебиение с 3—4-й недели внутриутробной жизни и развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Спонтанные движения с 10 недели. С 6 месяца ребенок способен воспринимать звуки, голоса. Огромное влияние на формирование нейрофизиологических механизмов стрессоактивности ребенка оказывает состояние матери во время беременности.

 

Периоды эмбрионального развития ребенка:

1) начальный (первые 7 дней развития);

2) зародышевый (со 2-й до 8-й недели беременности);

3) плодный (с 9-й недели и до родов).

К 8-й неделе зародыш начинает приобретать черты, свойственные человеку. В процессе эмбрионального развития человек проходит несколько кризисных стадий, связанных с формированием его отдельных систем.

В стабильный период проходят стадии принятия (с 8-й по 16-ю неделю беременности) и стадия внутриутробного младенца (с 20-й по 28-ю неделю беременности). Кризисными являются стадии инобытия (эта стадия протекает от начала беременности до 13-й недели) и фетально-сти (с15-й по 22-ю неделю беременности).

Рассмотрим эти стадии подробнее. Первой стадией по времени протекания является кризис инобытия. Это момент зачатия ребенка и его принятия организмом матери, т. е. начальный этап формирования плода.

Второй стадией является стадия принятия. На этой стадии происходит принятие плода организмом матери, ее осознание собственной беременности. Третьей стадией является кризис фетальности.

В этот период плод начинает активно проявлять себя, т. е. двигаться. Мать, ощущая своего ребенка, может отвечать на его движения (к примеру, поглаживанием), развивать его сенсорные способности. Четвертой и последней является стадия освоения (или стадия внутриутробного младенца). В этот период продолжается активное формирование плода. Он увеличивается в размере, все больше приобретает черты человека. В этот период у матери и плода эмоциональная связь становится более устойчивой.

К началу 3-го месяца уже можно говорить о развитии органов чувств и соответствующих им мозговых центров. Уже в шесть недель можно зафиксировать работу мозга, в семь – начинают свою деятельность синапсы. Это период возникновения первых рефлексов.

Трехмесячный плод уже может ощутить прикосновение, сам начинает активно двигаться. Слуховая система начинает формироваться с 8-й недели. Первым начинается формирование внутреннего уха, за ним – наружного, а уже к 5-му месяцу завершается процесс формирования всей слуховой системы.

Зрение и обоняние также формируются во внутриутробный период, но в отличие от тактильных ощущений и слуха никак не проявляют себя до момента рождения.

В этом состоит их отличие от вкуса, который ребенок начинает демонстрировать достаточно рано, что сказывается на потребностях матери.

Пренатальный – (от лат. рrae – перед, natalis – относящийся к рождению) период внутриутробного развития организма вплоть до наступления момента родов.

Потенциальное развитие человеческого существа начинается с оплодотворения.

№ п/п Периоды пренатального развития Длительность периода Характеристика периода Чувствительность плода к воздействиям.

1. Герминальный от зачатия до 2-х недель период быстрого роста и первичной дифференциации клеток не чувствителен

2. Эмбриональный 3-8 недели структурное развитие зародыша (до 95% органов тела развиваются и начинают функционировать) самый опасный период; действие токсинов нежелательно

3. Фетальный 9-38 недели созревание плода, начало функционирования всех его органов воздействие токсинов нежелательно

С точки зрения психологии существенны научно установленные следующие факты:

* В 15 недель плод совершает хватательные движения, морщится, двигает глазами, гримасничает. Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения.

* С 20-й недели работают органы вкуса и обоняния, с 24-й недели явно выражена кожная и слуховая чувствительность, а с 25-й недели реакция на звук устойчива. На 27-й неделе обнаружено, что плод поворачивает голову в сторону источника света, направленного на живот матери. И мозговые реакции на свет подтверждаются сканированием мозга.

* Все поведенческие новообразования к концу 7-го месяца (мимика, брыкание, повороты тела и головы) интерпретируются исследователями уже как «произвольные движения плода, стремящегося занять удобное положение в утробе матери».

* В середине 8-го месяца открываются глаза, и плод может видеть свои руки и своё окружение, хотя внутри матки и темно.

* На 32-й неделе сформированы многие нейронные системы мозга, и его сканирование свидетельствует о наличии периодов парадоксального сна. - На этой основе высказывается предположение о возможности сновидений.

* На 9-м месяце устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования; предполагается, что одновременно у плода завершается формирование слуховой системы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: