Младенчество. Общая характеристика

Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение со взрослым (первые полгода – по личностным мотивам, вторые полгода – по деловым).

Новообразования:

1.к 1 году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия).

2.ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Отсутствие дифференциации социальной и предметной ситуации.

3.формирование общности ребенка и взрослого (в первую очередь с матерью). Это происходит к концу 1 года в результате эмоционального общения.

По лекции.

Происходит активное развитие рецепторной и двигательной сферы. 1,5 мес – импульсивные действия малыша сопровождает комплекс оживления. 2,5 – 4 мес – период преддействий. Увидев предмет, ребенок длительно фиксирует взгляд, затем начинает ощупывать кисти рук, не делая движений в сторону предмета. Только после того как предмет вложен в руку зрительные и осязательные ощущения сливаются в одно. Только после этого появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета. Действие хватания формируется к 5-5,5 мес. К 7-10 мес формируется активное манипулирование с предметом. После 6 мес ребенок учится садиться, ползать, вставать, переступать ножками, держась за что-нибудь. Около 9 мес начинается хождение. Важно, чтобы сформировалась зрительно-двигательная координация.

Возможные нарушения:

1.    Тревожная привязанность к матери. Активное или пассивное реагирование на уход матери. Имеет свойство сохраняться во времени. Актуализируется в детском саду. Причины:

- наличие слишком активной мамы

- большое кол-во игрушек и отсутствие эмоционального контакта с мамой

- недостаточная двигательная активность

2. Нарушение сексуальности. Фиксация на стадии оральной сексуальностью проявляется в превышении оральной зоны над другими.

Причины:

- чрезмерное «+» или «-»подкрепление всего, что связано с оральной зоной.

 

38.Общение в младенчестве. Эмоционально-экспрессивная функция в общении. Постепенно включается сотрудничество, обогащаются средства общения. Взгляды и улыбки дополняются указательным жестом и просящими интонациями, появляются первые слова. Активно формируются предпосылки усвоения речи.

Возникают звуки:

- гуканья (2-4 мес)

- гуления (4-6)

- лепет (повторные слоги)

- облегченные слова (дай, нет, на)

После 6 мес появляется способность понять обращенную к нему речь. Чем больше социальных ситуаций общения, тем лучше формируется речь.

В 6-6,5 мес ребенок может связать предмет с его названием. В7,5 мес наблюдаются первые двигательно-ориентировочные реакции. В 9 мес ребенок может подать предмет, кот у него попросили.

По Мухиной.

Удовольствие от общения с взрослым обнаруживается в комплексе оживления. Эмоциональное общение с взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому обрадуется, чужого испугается.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромную положительное значение для развития ребенка, может привести и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно быть рядом с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать от него внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его оставят одного хотя бы на минуту.

Наиважнейшее средство общения – экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).

 

Основные достижения раннего возраста

По Мухиной.

Овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.

Эти достижения проявляются в:

-телесной активности,

- координированности движений и действий,

- прямохождении,

- развитии соотносящих и орудийных действий,

- бурном развитии речи,

- развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков,

- развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления,

- развитии воображения и воли,

- выделении своего «Я»,

- появлении чувства личности.

По лекции.

Появляется Я-сознание. Ребенок выделяет себя из окружающего мира. Ранний возраст начинается с кризиса 1 года. Кризис связан с формированием автономии.

Тенденции:

- отделиться от мамы

- вернуться в симбиоз с мамой

Кризис появляется с начала прямохождения (самостоятельное передвижение).

Негативизм кризиса – проявление недовольства (связано с чувством ущемления самостоятельности).

Не отделившись в этом возрасте ребенок не отделится никогда.

Причины:

- гиперопека

- жесткие запреты

Имя.

Отход от магического осознания имени. (До года очень чутко реагирует на имя, но еще не понимает его множественности). Теперь ребенок понимает множественность своего имени, появляется местоимение Я.

Притязание на признание.

Появляется важное новообразование – гордость за свои достижения. Закладывается основа будущего самоуважения и будущих волевых усилий. Особенность – открытость притязания на признание (я красиво сделал? Я молодец?), (исчезает к 4,5 годам). Ребенок не стесняется похвалить себя сам. Впервые появляется чувство стыда. Детям этого возраста присуще ощущение всемогущества (если оно закрепится, то во взрослом периоде личность будет сильной, волевой, уметь принимать решения, ставить цели) – это основа будущей воли, уважения себя, веры в себя, любви к себе.

Половая идентификация.

Дифференцируются игрушки. К 1,5 годам ребенок понимает наличие двух полов, но пол носит сменный характер (одежда). К 3 годам происходит осознание постоянства пола, формируется поведение девочек и мальчиков.

Психологическое время личности.

Психологическое пространство личности (права и обязанности).

Дети осознают наличие обязанностей, также осознают свое право на хотение и право на родителей (чаще – мама). Не следует очень много запрещать ребенку – 3-5 запретов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: