Предметная и орудийная деятельность дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению. Начинают складываться новые виды деятельности - игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых. В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей, дети учатся поддерживать отношения, согласовывать действия с действиями другого.

 

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

Игра вызывает качественные изменения в психике. Игра носит символический характер.

В игре ребенок замещает предметы и берет на себя какую-либо роль. В игре впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности. Роль в сюжетной игре заключается в том, чтобы ребенок исполнял обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлял права по отношению к др участникам.

В игре у детей начинает развиваться производное внимание и память. Игра способствует развития рефлексии.

Игрушка является идеальным «другим» для ребенка, так как она всегда любит и принимает ребенка, она подвластна воле ребенка, она всегда готова слушать ребенка. Таким образом, общаясь с игрушкой ребенок учиться любить, жалеть, заботиться. См другой стороны, ребенок компенсирует качественный и количественный дефицит общения.

Игрушка – это идеальное «Я» ребенка. Ребенок проецирует на ребенка идеальные свои желаемые качества. Ребенок испытывает боль пи расставании с игрушкой, так как при этом теряется значимая часть его «Я».

Игрушка является символическим ключом к внутреннему миру ребенка. Мир, в котором ребенок может все и может быть большим.

Игрушка способствует формированию его личностной автономии и развитию самосознания.

В каждой игре ребенок проявляет себя как личность, видны элементы характера (выдержан ли ребенок, есть ли у него терпение). Игрушка является психотерапевтическим средством на символическом уровне. Функции игры:1. Проигрывание социальных ролей.2. Воспроизведение деятельности взрослых.3. Начальный профориентационный этап.4. обучение полноценному общению друг с другом. Виды игр:1. Режиссерская игра (ранее детство).2. Образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно или чем угодно и соответственно действует. Обязательным условием развертывания этой игры является яркое интенсивное переживание, то есть ребенка поразило увиденное событие и он проигрывает то же самое.3. Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.4. Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).

 

Особенности общения в дошкольном возрасте

Ребенок переживает сильное потрясение – он не центр мироздания, не центр семьи. Начинает капризничать, проявлять агрессию.

В действительности малыш стал более самостоятельным, его радует самостоятельность, но его не устраивает, что мама или папа принадлежит не только ему. Ребенок ревнует. Потом успокаивается. Восстанавливает душевное равновесие – он любит и папу и маму.

Ребенку необходимо родительское внимание, ласка, забота и уважение. Это воспитывает в нем чувство личности.

Интенсивно овладевает речью как средством общения. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Подражая родителям ребенок бессознательно принимает стиль общения.

 

Идентификация и обособление в общении дошкольника.

В общении через подражание ребенок усваивает способы взаимодействия друг с другом. Ребенок широко пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь получить похвалу и т.п. он полностью погружается в общение, стремясь показать самостоятельность – ребенок обособляется. Включенность механизма идентификации-обособления открыта и не маскируется. Постепенно ребенок учится пользоваться этим механизмом и впоследствии может научиться использовать внешние проявления для манипулирования людьми, эксплуатировать эти проявления в корыстных целях.

Идентификация в форме сочувствия. На примере сказок. Ребенок идентифицирует себя с персонажем, сочувствует тем, кто попал в беду. Дети стремятся защитить «+»героев от плохих.

Знакомясь с человеческими действиями и чувствами, ребенок склонен приписывать их всему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: