Суть социальной ситуации развития заключается в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка оказывает группа сверстников.
Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и независимости, к "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Подросток стремится осознать и развить свою уникальность, что порождает потребность в обособлении от семейного "Мы". Однако реально находиться наедине со своим "Я" подросток еще не может: он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя, его "Я" стремится к "Мы", которое составляют сверстники (В.С. Мухина).
Общение со сверстниками выделяется в относительно самостоятельную область жизни. В обществе сверстников реализуется главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть "значимым". Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно, поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает у него протест.
О тношение подростка к взрослому двойственное: подросток, с одной стороны, настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослыми, с другой стороны, по-прежнему нуждается в помощи, защите, поддержке, оценке. Взрослый значим для подростка, но сохранение в практике "детских" форм контроля, требований послушания, выраженной опеки вызывает у подростка протест.
Проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями - типичное явление для подростничества, однако сила, частота проявлений зависят во многом от позиции взрослых, от умения реализовать уважительную тактику по отношению к поведению подростка.
Необходимым условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого.
В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко):
- реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр.);
- реакция оппозиции, протеста (демонстративна прогулы, побеги, протестные поступки);
- реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность).
При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко):
- реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых);
- реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых отношений);
- реакция увлечения (хобби-реакция)
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).
Основные достижения в подростковом возрасте.
Основные достижения в подростковом возрасте.
Тенденция к личностному развитию.
Стремление к освоению всего диапазона соц пространства.
Стремление к рефлексии на свой внутренний мир.
Понимает необходимость послушания и дисциплинированности.
Учится межличностным взаимоотношениям. К концу периода количество переходит в качество (у подростков с углубленной рефлексией).
Формируется стремление быть и считаться взрослым.
Прошлое ощущается как ценность.
Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии». Также развитие рефлексии и самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.