Общение в юности. Потребность общения с кумиром и референтной группой

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению со взрослыми.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста — этапа эмансипации от взрослых — обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками — общении «на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Особенности идентификации с собственным “Я” в юношеском возрасте.

Имя. Появляется ценность имени, фамилии, рода. Нет прозвища, как было в подростковом возрасте. В некоторых случаях появляется отчество, как некий элемент проф деятельности. Появляется замена обращения девушка/юноша на женщина/мужчина. Телесная представленность – закрепляется стиль. В одежде предпочитают индивидуальность.

Притязание на признание.  Значимыми становятся профессионалы, наступает уважение к профессионализму. Значимым также может стать любимый человек. В юношеском возрасте необходимо, чтобы ими гордились родители. Сверстники как представители проф д-ти. Мнение партнера, мнение родителей, интересны как носители традиций и т.п. Появляется попытка доказать родителям, что ты все сможешь.Стремятся стать профессионалом. Закрепляется мнение партнера. Мнение Друзей – основное. Если появляются дети, то появляется оценка как успешных, неуспешных родителей.

Половая идентификация. Оценка успешности/неуспешности в отношениях, длительность отношений. Стиль мужественного/женственного поведения. Принятие своей сексуальной ориентации, подтверждение или отрицание. Близость, интимность, отношения.

Психологическое время личности. Упускается момент ценности настоящего. Прошлое наделяется ценностью семьи, рода. Строятся планы на будущее. Живут будущим. Откладывают дела на потом.

Психологическое пространство личности. Постепенно обязанности кажутся элементом взрослости. К моменту кризиса может наступить тяготение обязанностями и правами. Реализация прав в проф сфере. Установление прав и обязанностей вместе с партнером. Усталость от прав и обязанностей. Много прав, но они имеют обратную сторону. Баланс между правами и обязанностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: