Кризис в подростковом возрасте. Эскапизм и аутизм в отрочестве

Подростковый кризис- последний из кризисов детского разряда. Этот кризис является пиком перехода ребенка от детства к взрослости. Он характеризуется ярко выраженной чертой-настойчивым стремлением к самостоятельности.

В своем развитии подростковый кризис проходит в 3 этапа:

1. Предкритический этап (осторожный отказ от старых привычек и стереотипов)

2. Кульминационный этап (бурный процесс отказа от навязываемых в семье стереотипов)

3. Посткритический этап (формирование новых жизненных ценностей и привычек, отношений с людьми)

Подростки начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. Главное новообразование -способность рефлексировать, новый уровень самосознания - чувство взрослости, стремление к самоутверждению, внимание к чувствам и эмоциям других, я концепция, рефлексия, и формально-логическое (рассуждающее) мышление.

Причины кризиса подросткового возраста:

• Резкий гормональный взрыв – биологическая

• Весы: взрослый – маленький – социальная

Этот кризис почти не проявляется у народов, где есть обряд инициации. Инициация – переход из детства во взрослость. После прохождения обряда инициации все воспринимают ребенка как взрослого. Это период отчаянных попыток пройти через все. Причем начинают от противного – от запретов. Зацикленность на отстаивании своих прав. Выполнение обязанностей кажется чем-то из детства. Я уже взрослый и могу нарушать. Большое любопытство к сексуальным отношениям. Если слабы внутренние «тормоза» - там сексуальность прорывается. Отчуждение от самого себя, несовпадение представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний. Эффект колпака – всем не все равно. Гипертрофированное восприятие своей внешности, подражание кумиру. Я не ребенок своих родителей. Появляется глубинная идентификация с Другим или Другими. Может резко отчуждаться от всего мира. Большой страх смерти, огромное количество суицидных мыслей, эксперименты с жизнью, привлечение внимания посредством смертельного компонента

 

Общение со сверстниками в подростковом возрасте.

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Обострена потребность в признании собственной уникальности. Необходимо взаимодействовать и со всеми убеждаться, что он личность и все признают его уникальность.

Чувство конформизма – чувство следования за толпой необъективно завышено. Подросток сам ставит перед собой явно завышенные цели. Сталкивается с невозможностью их реализации.

Появляется глубинная идентификация с Другим или Другими. Может резко отчуждаться от всего мира.  Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками.

Период резкого перепада от полного альтруизма к жестокости.

Особенности половой идентификации в подростковом возрасте.

С одной стороны интерес к противоположному полу, который появился в конце младшего школьного возраста, будет очень ярким, и главной особенностью этого будет идея количества выборов со стороны противоположного пола. Успешным будет тот подросток, у которого больше выборов со стороны противоположного пола. В начале младшего подросткового возраста появляются попытки создания отношений, однако эти отношения демонстративны. Отношения не ради отношений, а чтобы все увидели, что у подростка эти отношения есть. К старшему подростковому возрасту, к 16\17 годам, появляется ценностное отношение к отношениям. Подростки начинают стремиться создать долгие прочные отношения. Но эти отношения чаще всего не долгие и не прочные. Они часто ссорятся, за день могут 10 раз поругаться, потом помириться, то посылают друг друга, то любят. Это происходит, тк подросток не ответил себе на один единственный вопрос: “КТО Я?”. Он не сформировал еще для себя новую взрослую целостную идентичность. Со стороны референтной группы становится успешными те подростки, которым удается такие отношения создать.

Развитие мышления в подростковом возрасте.

Главное в развитии мышления здесь-это овладение подростком процессом образования понятий, которые ведут к высшим формам интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Выготский считал, что функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте: “Понимание действительности, понимание других и понимание себя-вот что приносит с собой мышление в понятиях”.

Постепенно подросток постигает смысл таких понятий как “истина”, “ложь”, “цель”, “стратегия”, “долг”, “сотрудничество”, “разум”, “эмоции” и другие. Это расширяет предметную область мышления, делает подростка более гибким, развивая тем самым его разум. В результате подросток как бы обретает новую силу-силу своего разума. Эта сила одновременно и восхищает подростка, но и пугает его в разные периоды жизни. По Пиаже-это стадия формальных операций. Мышление становится гипотетическим и абстрактным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: