Крупнейшие театры кукол России

ПРОЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛ К УРОКУ «Искусство кукольного театра»

 Вам наверняка приходилось бывать в театре кукол. Согласитесь, это - незабываемое зрелище! Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание "кукольный театр" является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное "кукольный" ассоциируется с понятием "ненастоящий". Правильно говорить: "театр кукол", так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

1.Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами.

Виды кукол

― Марионетка (в том числе штоковая)

― Петрушечная (перчаточная) кукла

― Кукла на тростях

― Вертепная

― Планшетная (выводная) кукла

― Мимирующая

― Кукла театра теней (в том числе яванская)

― Ростовая кукла

История возникновения театра кукол.

А как возник этот замечательный театр, так любимый детьми в любой стране мира? Нечто, напоминающее кукольное действо, описывает ещё древнегреческий историк Геродот (между 490 и 480 - ок. 425 гг. до н.э.). В шумном и весёлом празднике в честь бога Диониса участвовали ряженые с куклами-марионетками, а позднее, на рубеже II—I веков до н.э., сложился театр, больше напоминающий музыкальную шкатулку. В нём куклы приводились в движение с помощью сложной системы, скрытой от глаз зрителей. Но существуют и более ранние свидетельства. Во время раскопок исчезнувших городов, при вскрытии пирамид и саркофагов учёные-археологи не раз обнаруживали рядом с умершими кукол, видимо, участвовавших в представлениях в честь фараонов и богов. Сделанные из дерева или металла, они имели специальные приспособления для привязывания нитей.

В разное время у разных народов сложились очень интересные типы кукольного театра. Например, древние римляне располагали кукольные танцевальные фигурки на большом круглом диске. Под напором сильной водяной струи диск вращался, а забавные человечки весело кружились в хороводе. Получалось что-то очень похожее на привычную нам карусель. А вот в Древнем Китае кукол приводили в движение... пороховыми взрывами. Во вьетнамском кукольном театре зрители рассаживались вокруг пруда, под гладью которого уже были приготовлены куклы. Как только начиналось представление, они всплывали на поверхность воды, а по окончании вновь погружались в воду.

Не очень-то «повезло» кукольному театру в Древнем Риме и в странах средневековой Европы. Кукольники смело обрушивались с сатирой на сильных мира сего и на представителей церкви. За это их наказывали, а римский император Юлий Цезарь вообще запретил куклам «разговаривать»: только движениями и жестами можно было разыгрывать представление. В средневековой Европе христианское духовенство называло кукол «погаными идолищами», их изгоняли и уничтожали. Но, к счастью, народ очень любил кукольные представления, и церковь вынуждена была смириться с существованием подобных театральных зрелищ. Тогда под сводами христианских храмов стали разыгрывать сцены на сюжеты Ветхого и Нового Заветов.

Интересно, что во время этих представлений публика особенно оживлялась, когда на сцену выскакивали черти и начинали расправляться с дрожащими от страха грешниками, они колотили их палками и осыпали беззлобной бранью. Да, это нравилось публике, но совсем не нравилось церкви. Вот почему кукол сжигали на кострах, а актёров-кукольников обвиняли в колдовстве и мошенничестве. Но даже такие гонения и запреты не смогли истребить любовь народа к кукольному театру.

Петрушка

На рубеже XVI-XVII веков в Италии, а затем и в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра. Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело размахивая своей дубинкой. В каждой стране за ним закрепилось своё имя. В Италии его зовут Пульчинелла, во Франции - Полишинель, в Англии - Панч, в Германии - Гансвурст, в России - Петрушка, а в Турции - Карагёз.

Английский писатель Дж. Свифт (1667-1745), автор известного романа «Путешествие Гулливера», посвятил «Оду Панчу»:

Взгляни, как публика грустит,

Покуда Панч за сценой скрыт.

Но вот, протяжен и высок,

Скрипучий слышен голосок,

И словно подменили всех:

Что за веселье, что за смех!

На Панча сыплются пинки,

Тычки, затрещины, щелчки,

Но он хитёр, проказлив, смел

И наплевать на всех хотел.

Во всё суёт свой нос...

Не менее проказлив и смел наш Петрушка. Представьте, вы попали на шумную ярмарку. Среди разных товаров, заманчивых для покупателей, блестят и переливаются на солнце игрушки - деревянные, соломенные, глиняные и тряпичные... Тут же толпятся детишки - всё хочется купить! Но вдруг, перекрывая ярмарочный гул, раздаётся голос зазывалы-кукольника:

Ребятушки, праздник, праздник!

У Петрушки праздник, праздник!

И вот начинается представление бродячего кукольного театра, в котором участвует любимый герой народных сказок, анекдотов, бывальщин и потешных комедий - Петрушка. Он поочерёдно обманывает и побеждает не только воеводу, купца и чёрта, но и злобную старуху Смерть. Со своими врагами Петрушка расправляется весело и беспощадно, ему удаётся вывернуться из самых невероятных ситуаций. Под одобрительные возгласы собравшихся он вершит суд над глупыми и злыми, выскакивая из-за ширмы со своей дубинкой и раздавая им тумаки направо и налево. Повергнутых в бегство врагов Петрушки зрители провожают дружным смехом.

Через несколько минут на сцене появляется маленькая шавка. И вот любимец публики приходит в замешательство... Смешным и нелепым кажется его испуг после внушительных побед над квартальным надзирателем, горе-лекарем, офицером и прочими, прочими... Радуется, смеётся зритель, сопровождая комические эпизоды представления смехом и весё-лыми возгласами. Всецело сочувствует он неунывающему и находчивому герою.

Народ орешки щёлкает,

А то два-три крестьянина

Словечком перекинутся...

Хохочут, утешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо...»)

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С.В.Образцов в эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отец, роль которого играет сам Образцов.

Крупнейшие театры кукол РОССИИ

1.Одним из самых известных кукольных театров в России является Государственный Академический Центральный театр кукол им.С.В.Образцова

2. Московский театр кукол

3. Ярославский театр кукол

4. Московский сказочный театр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: