Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

Третий величайший мастер Высокого Возрождения - Микеланджело Буонаротти (1475-1564), центральная фигура истории искусства.  Мятежный гений, проживший долгую жизнь и до конца отстаивавший идеалы гуманизма, несмотря на то, что надвигались другие времена. Главной темой его творчества был могучий и прекрасный, сильный духом и телом человек. Микеланджело был непревзойденным мастером передачи пластики человеческого тела. Он начал свою художественную карьеру во Флоренции под покровительством Лоренцо Медичи, но его творческая судьба связана с Римом. Его основным заказчиком был Ватикан в лице пап. В 1496 г. молодой художник приезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения "Вакх" и "Пьета".

Гениальность решения темы "Пьеты", излюбленного сюжета Средневековья, заключается в том, что Микеланджело изобразил совсем юную Марию, держащую на коленях мертвого Христа, этим самым нарушив все традиции и наполнив сцену тихой печалью и неподвижным отчаянием. Вся сила страдания воплощена в тяжелом лежащем на руках матери Христе с запрокинутой головой и бессильно упавшей рукой.

Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. В 1504 г. Микеланджело закончил пятиметровую статую, названную флорентийцами "Гигантом" и поставленную ими перед палаццо Веккьо, городской ратушей. Микеланджеловский Давид в отличие от Донателло и Верроккьо не мальчик, а юноша в полном расцвете сил, готовый к схватке. Энергия и мощь, наполняющие этот пластический образ, могут сокрушить любую силу. На наших глазах рождается герой, исполин, которому подвластен земной мир. Новизна трактовки Давида заключалась в передаче классической правильности обнаженного мужского тела, что сразу отсылает нас к античной скульптуре.

«Давид»

Следующей работой стала роспись плафона Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце, над воплощением своего гениального грандиозного замысла художник трудился четыре года.

 

Центральную часть потолка Микеланджело расписал сценами священной истории, начиная от сотворения мира. Каждый из эпизодов представлен как акт мировой и человеческой драмы. Смысловым центром всего ансамбля росписей являются протянутые друг другу руки Бога и Адама, которые так и не соприкоснутся во Вселенной. Их "невстреча" - метафора духовной сущности акта сотворения человека. Композиции обрамляют создающие иллюзию архитектуры написанные карнизы и живописные тяги-прямоугольники, подчеркивающие и обогащающие реальную архитектуру плафона. Ниже - огромные фигуры пророков и сивилл, а в арках над окнами (нетах) предки Христа, занятые, как простые люди, повседневными делами, и сцены из Библии. В этих фигурах на первое место мастер опять-таки выводит красоту человеческого тела, которая для него важнее священного сюжета.

В старости он вновь возвращается в Сикстинскую капеллу и пишет на короткой стене фреску «Страшный суд».

«Страшный суд»

В 1513-1516 гг. Микеланджело изваял фигуру Моисея и рабов для надгробия папы Юлия II. Образ Моисея - один из самых сильных в творчестве мастера. Моисей - грозный владыка, полон силы и деятельности. "Это дух, не знающий предела.

 Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. Освобождение духа из материи через символику оков, которые пленники пытаются разорвать, - в этом заключен смысл скульптур.

 

Период работы над гробницей Медичи был тяжелым для Микеланджело и всей Италии. Вторжение испанских войск и разграбление Рима повлекли за собой восстание во Флоренции против Медичи. Работа над гробницей длилась 14 лет с большими перерывами. Весь ансамбль капеллы несет на себе отпечаток тревоги и безысходности, что особенно подчеркнуто в фигурах-аллегориях, расположенных на саркофагах: "Утро" и "Вечер" в надгробии Лоренцо, "Ночь" и "День" в надгробии Джулиано. Скульптуры слишком велики, несоразмерны крышке саркофага и, кажется, неминуемо должны соскользнуть с нее, но расположенная в центре статуя герцога уравновешивает композицию, образуя устойчивый треугольник. Капелла Медичи является уникальным памятником погребального ансамбля, мощного синтеза скульптуры и архитектуры.

Величие Микеланджело в том, что он всю свою художническую жизнь мучительно искал адекватные художественные формы для выражения божественного замысла человека как вершины творения.

 

Позднее Возрождение.

Конец Ренессанса относят ко второй половине XVI в. В 1530 г. в Италии (Флоренция, Рим) побеждает контрреформация, Италия из буржуазного государства постепенно превращается в феодально-католическое, что повлекло за собой кризис ренессансного мировоззрения и искусства.

В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (итал. manierismo – «вычурность»), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко.

 

Школа маньеризма

Пармиджанино


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: