|
Цель:
-обеспечение универсальной потребности ребёнка «быть чистым»;
- формирование навыков чистоплотности;
- закаливание ребёнка
|
Показания: соблюдение гигиены тела
|
Противопоказания:
- Пупочная ранка не полностью зажила;
- Если ребёнок только что покушал
|
Оснащение:
- ванночка для купания;
- пелёнка для ванны;
- кувшин для воды;
- водный термометр;
- махровая или фланелевая рукавичка;
- детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
- большое махровое полотенце;
- чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
- стерильное растительное масло или детская присыпка;
- резиновые перчатки;
- дезинфицирующий раствор, ветошь;
- мешок для грязного белья.
|
Подготовка пациента: Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения манипуляции (обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком)
|
Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
|
Ход манипуляции:
- Поставить ванночку в устойчивое положение;
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
- Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором;
- Вымыть ванночку щёткой, ополоснуть кипятком;
- Положить в ванночку водяной термометр;
- Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 объёма, температура = 36-37С
- при наполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;
- проводить контроль температуры только с помощью термометра
- при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% р-ра перманганата
калия до бледно- розового окрашивания воды;
- Налить воду из ванночки для ополаскивания в кувшин (за время купания вода в кувшине остывает на 1-2С и обеспечивает закаливающий эффект).
- Поставить кувшин с водой возле ванночки.
- Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки)- создание комфортных условий и сохранение правильного положения пелёнки в ванночке;
- Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором;
- Сменить перчатки.
- На пеленальный стол положить стерильную пелёнку. - Раздеть ребёнка (при необходимости подмыть под проточной водой);
- Сбросить одежду в мешок для грязного белья;
- Взять ребёнка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бёдра;
- Медленно погрузить малыша в воду(сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища)
- происходит максимальное расслабление мышц;
-вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой – исключается перегревание ребёнка;
- Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка над головой (предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребёнка);
- Поливать тельце ребёнка водой свободной рукой в течение 3-5 мин.
- Надеть на свободную руку рукавичку (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребёнка в следующей последовательности:
голова (от лба к затылку)→ шея →туловище→ конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи) – предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши; предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязнённых участков кожи на другие её поверхности.
Последними помыть половые органы и межьягодичную область;
- Снять «рукавичку»
- Приподнять ребёнка над водой;
- Перевернуть ребёнка лицом вниз (для уменьшения вероятности попадания в глаза, уши воды и мыла);
- Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36С)- обеспечение закаливающего эффекта;
желательно иметь помощника
- Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик;
- Осушить кожные покровы промокательными движениями;
- Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой;
- Одеть ребёнка и уложить в кроватку;
- Провести туалет носовых и слуховых ходов.
|
Обработка рабочего места и инструментария: Обработка дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
|
Техника безопасности м/с после окончания манипуляции:
- Снять перчатки
- Вымыть и осушить руки.
|
Осложнения: переохлаждение ребёнка, появление опрелостей при неполном вытирании ребёнка полотенцем.
27. Кормление из бутылочки.
Алгоритм
выполнения манипуляции.
|
|
Цель: провести кормление ребенка.
|
Показания: искусственное вскармливание
|
Противопоказания: тяжелая асфиксия
|
Оснащение:
- Шапочка медицинская, марлевая маска.
- Мерная бутылочка (рожок).
- Стерильная соска.
- Необходимое количество на одно кормление молочной смеси температурой 36 – 370С.
- Емкость с 2% раствором соды для кипячения сосок и бутылочек
|
Подготовка пациента:
- перепеленать ребенка, при необходимости прочистить носовые ходы.
|
Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
|
Ход манипуляции:
- Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной молочной смеси.
- Надеть соску на бутылочку.
- Проверить скорость истечения смеси и ее температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава.
- Расположить ребенка на руках возвышенным головным концом.
- Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью.
- Подержать ребенка в вертикальном положении 2 – 5 минут.
- Положить ребенка в кроватку на бок.
- Снять с бутылочки соску, промыть соску и рожок под проточной водой, а затем прокипятить в 2% содовом растворе 15 минут.
- Слить из бутылочки воду и хранить в закрытой емкости.
|
Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
|
Техника безопасности м/с после окончания манипуляции:
- Снять перчатки
- Вымыть и осушить руки.
|
Осложнения: аспирация
|
28. Взятие материала на палочку Борде-Жангу (метод кашлевых пластинок).
Алгоритм
выполнения манипуляции.
|
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
|
Показания: обследование при подозрении на коклюш
|
Противопоказания: нет
|
Оснащение:
- чашка Петри с питательной средой
- стерильный шпатель в лотке
- бланк-направление в лабораторию
- маска, перчатки
|
Подготовка пациента: Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения манипуляции (обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком)
|
Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом).
|
Ход манипуляции:
- выписать направление в бак.лабораторию
- поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении
- вымыть и осушить руки, надеть перчатки
- Усадить ребенка к источнику света, при необходимости зафиксировать его с помощью помощника
- взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, держа на расстоянии 5-10 см около рта больного в течении 10-20 сек, улавливая 5-6 кашлевых толчков.
Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавив шпателем на корень языка.
- быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-370С
|
Обработка рабочего места и инструментария: Обработка дезраствором в соответствии с санэпидрежимом.
|
Техника безопасности м/с после окончания манипуляции:
- Снять перчатки
- Вымыть и осушить руки.
|
Осложнения: нет
|
Оценка достигнутых результатов: анализ взят
|