| Цель: Уменьшение гипоксии различного происхождения |
| Показания: Цианоз кожных покровов |
| Противопоказания: травмы носа, риниты. |
| Оснащение: - Источник кислорода - Аппарат Боброва - Увлажнитель кислорода - Стерильный носоглоточный катетер - Стерильное вазелиновое масло - Стерильные пинцет и шпатель - Стерильный материал (марлевые салфетки) - Лоток для оснащения - Лейкопластырь, ножницы, часы - Перчатки - Сосудосуживающие капли в нос |
| Подготовка пациента: информировать маму о цели и объяснить ход предстоящей процедуры и получить её согласие; |
| Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом). |
| Ход манипуляции: - Вымыть и осушить руки - Надеть перчатки - Подготовить к работе аппарат Боброва: - налить в чистую стеклянную ёмкость на 2/3 объёма увлажнитель температурой 40- 45 0 С (недопустимо повышать температуру раствора): Предупреждение ожога дыхательных путей. - Обеспечение обогрева кислорода, который должен быть подогрет до температуры тела. - длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и присоединить к источнику кислорода, - обеспечить герметичность соединений при помощи винта на пробке, - проверить проходимость аппарата ü Примечание: для увлажнения используют стерильные растворы воды, изотонический раствор натрия хлорита, 2% р-р натрия гидрокарбоната. Обработать дезраствором пеленальный матрац, постелить пелёнку - Вымыть и осушить руки - Придать ребёнку возвышенное положение, уложив его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом изголовье матраца (профилактика аспирации рвотных масс). - Проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы - Измерить глубину введения катетера (расстояние от козелка уха до крыла носа) для обеспечения попадания струи кислорода в верхние дыхательные пути: - захватить пинцетом марлевую салфетку и положить её на пальцы левой руки (для сохранения стерильности катетера) - извлечь пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность - положить в руку на марлевую салфетку вводимый конец катетера и расположить его возле носа ребёнка, а другой конец катетера, у козелка уха, не касаясь лица ребёнка (предупреждение травмы глаз концом катетера) и сделать метку (визуальный контроль за глубиной введения катетера) Примечание: если отсутствует стандартная метка, её делают полоской стерильного лейкопластыря или влажной стерильной ватой, скрученной вокруг катетера в виде нитки - Взять катетер как писчее перо правой рукой на расстоянии 3-5 см. от вводимого конца и смазать вазелиновым маслом методом полива: -облегчение введение катетера -предупреждение травмы слизистой носа - Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки (при введении катетер держать перпендикулярно к поверхности лица) - Проконтролировать положение катетера с помощью шпателя (более высокое расположение катетера ведёт к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а более низкое к аэрофагии) Примечание: катетер введён правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1см. ниже язычка мягкого нёба - Закрепить наружную часть катетера на щеке пациента полосками лейкопластыря: - обеспечение постоянного положения катетера - предупреждение непроизвольного удаления катетера - Присоединить наружную часть катетера через резиновую трубку (длиной не более 60см.) к короткой трубке увлажнителя расположенной над жидкостью, т.к. неувлажненный кислород повреждает эпителий слизистой оболочки дыхательных путей, нарушает механизм очистки её от секрета и бактерий - Отрегулировать скорость подачи кислорода: -контролируется ротаметром или быстротой прохождения пузырьков газа через увлажнитель - Засечь время подачи кислорода (по назначению врача). Продолжительная подача кислорода даже маленькой концентрации может вызвать токсический эффект. - После истечения назначенного времени оксигенотерапии отключить подачу кислорода Примечание: при длительной кислородотерапии каждые 30-60 минут следует менять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения подачи кислорода – предупреждение пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода. - Удалить катетер через салфетку - Ввести в носовой ход 2-3 капли р-ра с сосудосуживающим действием (капли, содержащие адреналин и фурациллина) – предупреждение отёка слизистой оболочки в результате раздражения её катетером |
| Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом. |
| Техника безопасности м/с после окончания манипуляции: Вымыть и осушить руки. |
| Осложненя:Ожог дыхательных путей, при большой концентрации кислорода: токсическое воздействие на ткани лёгких, ЦНС, привести к утрате зрения остановке дыхания |
| Оценка достигнутых результатов:Ребёнок выведении из гипоксии |
| Цель: прекратить рвоту |
| Показания: наличие рвоты |
| Противопоказания: нет |
| Оснащение: - кипячёная вода для выпаивания; - чашка, ложка; - препараты: новокаин, церукал, или аминазин (по назначению врача), - шприцы, стерильные ватные шарики для инъекций; - для промывания желудка (по назначению врача): - желудочный зонд; -резиновый фартук; -ёмкость с раствором для промывания 20-22С; -таз для промывных вод; -лоток для оснащения; -лоток для отработанного материала; -марлевые салфетки; -шпатель; -стерильная ёмкость для промывных вод; -бланк – направление; -резиновые перчатки |
| Подготовка пациента: Объяснить маме ребенка возможные осложнения и какое положение нужно придать ребенку для того, чтобы избежать аспирации. |
| Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом). |
| Ход манипуляции. - Уложить пациента с возвышенным головным концом, голову повернуть на бок – для профилактики аспирации рвотных масс - Расстегнуть стесняющую одежду – для обеспечения экскурсии лёгких. - Обеспечить доступ свежего воздуха: -Для облегчения дыхания -Для исключения неприятных запахов - По назначению врача промыть желудок: -Механическое удаление токсинов, ядов -Промывание желудка в некоторых случаях может ухудшить состояние больного!!! - Приготовить для введения: Per os 0,25% р-р новокаина, в/м церукал, (реглан), при неукротимой рвоте – в/м аминазин Примечание: каждый последующий препарат вводить в случае неэффективности предыдущего. - После рвоты: а) прополоскать рот водой (обеспечение гигиенического комфорта) б) назначить водно-чайную паузу на 2-4 часа (обеспечение оральной регидратации, исключение дополнительных провоцирующих рвоту раздражителей) в) при необходимости отправить рвотные массы в лабораторию в сопровождении направления (для определения возможной причины возникновения рвоты) выяснить причину рвоты и постараться её удалить - профилактика повторного возникновения рвоты. |
| Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом. |
| Техника безопасности м/с после окончания манипуляции: - Снять перчатки - Вымыть и осушить руки. |
| Осложнения: возможны при промывании желудка или как реакция на вводимые препараты. |
| Оценка достигнутых результатов: рвота прекратилась |
| Алгоритм выполнения манипуляции. Цель:собрать материал для исследования на ВL. |
| Показания: обследование контактных и больных |
| Противопоказания: нет |
| Оснащение: - резиновые перчатки, маска; - стерильная пробирка с сухим ватным тампоном (2 шт.) - штатив для пробирок; - стерильный шпатель в лотке; - бланк-направление в лабораторию; - стеклограф. Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла |
| Подготовка пациента: Объяснить маме цель и ход предстоящей процедуры и получить её согласие; |
| Подготовка м/с и безопасность на рабочем месте: Спец. одежда: чепчик, халат, сменная обувь. Индивидуальные средства защиты: маска (при эпидемии гриппа, и при уходе за инфекционным пациентом). |
| Ход манипуляции: - Выписать направление в лабораторию - Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки - Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) - Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«3» (нос, зев) - Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку - Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован - Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него - Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта; - Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - миндалина – язычок. Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию - материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани - Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. - отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления не позднее 3 часов после забора. |
| Обработка рабочего места и инструментария: Использованный материал обрабатывается дезраствором в соответствии с санэпидрежимом. |
| Техника безопасности м/с после окончания манипуляции: - Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. |
| Осложнения: нет |
| Оценка достигнутых результатов: мазок взят |
Уход за ногтями.
Алгоритм






