Организованность
Соревновательность
Идентифицируемость
Отличимость места
Рис 11.1. Схематическое изображение влияния различных характеристик на выбор стратегий в различных моделях оппозиции
В-четвертых, хотя предлагается некоторое объяснение выбора оппозиционных стратегий, наш анализ пока оставляет другие характеристики в значительной мере необъясненными. Очевидно, что более полное объяснение различий в стратегии потребовало бы некоторого объяснения различий, существующих в целях, организованности, соревновательности, идентифицируемости и месте. Более того, в идеале хотелось бы учесть не только различия этих характеристик в 10 странах, но также любые значительные произошедшие изменения, такие, как упадок структурной оппозиции.
Это очень трудные задачи. При существующем уровне знаний объяснение должно остаться весьма неполным и предположительным. Тем не менее следующая глава ставит своей целью дать общий обзор наших объяснений.
* Это Австралия, Австрия, Панама, Филиппины, Новая Зеландия, Соединенное Королевство, США и Уругвай. Даже Австралия представляет собой достаточно сомнительный случай, поскольку может быть отнесена к странам с двухпартийной системой лишь в том случае, если коалицию Либеральной и Аграрной партий рассматривать как одну партию. Критерии выделения двухпартийных систем в чем-то произвольны, но оправданны. Две из 30 стран, Индия и Мексика, исключаются из-за системы с одной доминирующей партией. Оставшиеся – 21 страна – не относятся [к странам с двухпартийной системой] потому, что третьи партии обладают во всенародно избираемой палате национального законодательного собрания больше, чем 5 % мест. Южная Африка, которая в соответствии с этим критерием определяется как страна с двухпартийной системой, исключена из списка 30 демократических стран из-за ограничений избирательного права. Более тщательная классификация партийных систем, вероятно, не может существенно изменить доли стран с двухпартийной системой.
|
|
** От 6 % в 1930 до 32 % в 1945 г., по данным Л.Д. Эпштейна.
* Отметим, что пункт 4, ограниченная структурная оппозиция, распадается на две субмодели: либо наличие, либо отсутствие оппозиции составу правительства. Теоретически возможны 16 моделей. Оставшиеся 8 не показаны в таблице из-за того, что они не относятся к делу или невероятны.