Счастливая судьба пирата Джона Эйвери



Одним из самых знаменитых «джентльменов удачи» называли Джона Эйвери. Настоящая его фамилия — Бриджмен. Он был сыном капитана английского флота. Родился Джон в портовом городе Плимуте и с малых лет грезил морем и далекими путешествиями.
Юнгой он попал на торговый корабль, который ходил в Вест-Индию. Молодой человек старательно постигал морскую науку. Через несколько лет, в 1695 году, Джон получил назначение первым помощником капитана на большой 30-пушечный фрегат «Дюк». Фрегат направлялся в Вест-Индию грабить французские суда. Интересно, что захват французов одобрялся правительством Испании, в подчинении которого фактически и состоял «Дюк». Англия и Испания тогда являлись союзниками, и Британия не возражала, когда испанский король нанимал английских корсаров себе на службу.

Капитан фрегата Гибсон был опытным моряком. Но сам он полагал, что уже наплавался вволю, и особого желания выходить в море не испытывал. Зато более чем любил выпить пинту-другую рома. Часто капитана привозили с берега мертвецки пьяным, и наутро он даже не помнил, что с ним произошло накануне.
На корабле Гибсон почти не показывался, проводя большую часть времени в трактирах Ла-Коруньи. Команда была недовольна. Им нравился молодой помощник капитана Джон Бриджмен, который своими хорошими манерами резко отличался от грубого Гибсона. Матросам надоело плясать под испанскую дудку, и они все чаще поговаривали о том, что неплохо было бы начать самостоятельное плавание.

Бриджмен еще не забыл рассказов о сказочных богатствах индийских купцов, которые переправляют свои товары в Европу по Индийскому океану. Он решил взять власть на корабле в свои руки, чтобы отправиться в южные моря пиратствовать. И вот однажды, когда Гибсона, как всегда, доставили на шлюпке пьяным, Джон приказал поднять паруса и выйти в открытое море.

На следующее утро он зашел в каюту капитана и сообщил Гибсону, что тот низложен. Бриджмен проявил великодушие: капитан с запасом продовольствия и несколькими матросами — его сторонниками — был посажен в шлюпку, а «Дюк» последовал дальше уже без него.
Джон объявил команде, что отныне на борту капитан он, а корабль идет грабить торговые суда в Индийский океан.

Прежде всего, новоявленный капитан сменил имя и судну, и себе. Корабль стал зваться «Феней», а Джон взял себе прозвище Эйвери. Впоследствии матросы прозвали его Длинный Бен.
Путь пиратов лежал в Красное море. Там они надеялись встретить огромное количество беззащитных арабских и индийских судов, которые, завидя перед собой хорошо вооруженный фрегат, без сопротивления отдадут все свои богатства. У островов Зеленого Мыса Эйвери захватил два английских корабля. Добыча была разделена поровну между всеми членами команды, вне зависимости от должности.

На островах Джон отдыхал, чинил рангоут на «Фенее» —у побережья Марокко корабль потрепал шторм. На фрегате установили пушки с захваченных судов, и теперь он представлял собой мощный военный корабль. Еще ни один пират до Эйвери не мог похвастаться, что имеет такое отличное судно.

Позади остался мыс Доброй Надежды, и вот «Феней» идет вдоль западного берега острова Мадагаскар на север. Из рассказов карибских пиратов Эйвери знал, что там есть немало укромных бухточек, в которых легко можно спрятаться и отдохнуть.

Пиратская эскадра провела на Мадагаскаре около двух месяцев. Эйвери встретился со знаменитым пиратом Томасом Тью. Он разбойничал в местных водах на двух небольших быстроходных шлюпах. Тью предложил отправиться к Аравийскому побережью — он прослышал, что вскоре в Красное море должна прибыть большая флотилия судов индийских паломников, которые направлялись к священному городу мусульман Мекке. Обычно на таких кораблях находилось большое количество драгоценностей, золота и украшений.

Длинный Бен провел несколько пробных вылазок, пленил два судна, одно из них ограбил, а другое, узнав, что оно следует в Бомбей, неожиданно отпустил. С его капитаном Эйвери передал письмо английскому фактору в Бомбее. В нем он пытался оправдать свои действия в Индийском океане, заявляя, что грабит только корабли враждебных Англии государств. В письме он также сообщал о том, что командует отлично вооруженным судном. Но и без того слухи о мощном фрегате Эйвери уже давно достигли Индии.

Тью и Длинный Бен продолжали патрулирование вблизи сомалийского побережья, дожидаясь эскадры из Индии. Капитан одного из захваченных арабских судов признался, что видел на востоке большое количество судов, которые с попутным ветром спешат в Оманское море.
Через день пираты заметили на горизонте множество парусов. Индийских кораблей было не меньше 30. Поначалу разбойники даже струхнули — уж слишком много было добычи. К тому же с караваном следовали 5 вооруженных кораблей из Сурата. Но Эйвери решил, что отступать нельзя, к тому же он так долго ждал этого момента, несколько лет стремился к нему. И вот оно, богатство... Упустить его? Ни за что!

Как только наступила темнота, пиратские корабли вклинились в строй эскадры. Индийцы приняли их за свои и тревоги не подняли. Эйвери сразу же выбрал в жертву два самых крупных индийских корабля и, маневрируя, вынудил их сбиться с курса. Сильный ветер и бурное море помогли его смелой затее.
Когда рассвело, в море друг против друга оказались 5 кораблей. Это были «Феней» под командованием Джона Эйвери, «Амити» Томаса Тью, «Эпл» корсара Уэйка — со стороны пиратов. В кабельтове от них грозно щетинились стволами пушек два индийских судна — «Ганг-и-Савай» капитана Ибрагимхана и «Фатех Магомет».

Индийские корабли не рискнули вступить в бой и стали уходить от разбойников в сторону открытого моря. Но ветер был неблагоприятен для них — легким шлюпам и фрегату Эйвери не составило особого труда догнать тяжелые неповоротливые суда противника.
«Фатех Магомет» отстал, поэтому первым пираты настигли его. «Амити» зашел с правого борта индийца и, паля из пушек, пришвартовался к нему. Второй шлюп подошел к судну с левого борта. Пока люди Тью разбирались с «Фатех Магометом», Эйвери нагонял «Ганг-и-Савай». Еще издалека Длинный Бен разглядел, что на рее индийского судна развевается штандарт Великого Могола. Вот это добыча!

Джону Эйвери противостоял весьма достойный противник. «Ганг-и-Савай» был одним из самых больших кораблей флотилии Великого Могола Аурангзеба. На борту его имелось 70 пушек и около 600 солдат. Видимо, на индийском корабле также осознали, что теперь, когда на них нападает всего одно пиратское судно, шансы на победу равны. «Ганг-и-Савай» стал медленно разворачиваться. На «Феней» обрушился шквал огня.
Умелым маневром Эйвери вывел фрегат из зоны обстрела и зашел к индийцу с кормы. Теперь уже он был в более выгодном положении. Дав мощный бортовой залп, фрегат подсек «Ганг-и-Савай» и сошелся с ним на встречных курсах. Абордажные крюки полетели на индийский корабль. Борта «Фенея» и «Ганг-и-Савая» находились почти вровень, и пиратам не было необходимости забрасывать веревки. Они клали мостки, по которым перебирались на палубу судна Великого Могола.

Натиск пиратов был стремительным. Длинный Бен с пистолетом в одной руке и абордажной саблей бился в первых рядах нападающих. Индийцы отчаянно оборонялись. Неожиданно среди них прошел слух, что капитан струсил и сбежал. Узнав о бегстве предводителя, индийские солдаты запаниковали, перестали оказывать сопротивление, сложили оружие.
Несколько дней продолжался грабеж «Ганг-и-Савая». Добыча пиратов оказалась неслыханной. Индийское судно везло больше 9 миллионов рупий, не считая драгоценностей и изделий из золота. Добычей Эйвери стала также дочь Великого Могола Фатима. Вместе со своими служанками она совершала паломничество в Мекку. Впоследствии предводитель пиратов женился на ней.

Когда «Ганг-и-Савай» вернулся в Сурат — без половины экипажа, без ценного груза и без принцессы Фатимы, в городе объявили трехдневный траур. Великий Могол Аурангзеб был в ярости. Он приказал бросить всех английских купцов в индийских портах в тюрьмы, прекратить с иностранными торговыми факториями всякие отношения. От английской Ост-Индской компании Аурангзеб потребовал возмещения причиненных ему убытков и наказания Эйвери.

Английское правительство было встревожено не на шутку. Разрыва отношений с Великим Моголом Британия не желала. Пришлось англичанам заплатить требуемую компенсацию, а вдобавок бесплатно сопровождать очередную флотилию паломнических судов в Мекку.
Развернулась настоящая охота английских военных кораблей за фрегатом Эйвери. Было понятно, что просто так взять его трудно, поэтому власти больше надеялись на предательство со стороны его друзей-пиратов. Но те стоически хранили молчание. Разбойничий авторитет Длинного Бена был столь велик, что выдать его никто не решался. Счастливчик Эйвери из любых передряг мог выйти живым и невредимым.

Голова Эйвери была оценена Лондоном в 500 фунтов стерлингов. Столько же пообещал Великий Могол тому храбрецу, кто доставит счастливчика-пирата живым или мертвым. А обладатель этой ценной головы решил переждать и обосновался на Мадагаскаре. В одной из бухт на севере острова он построил целый поселок с фортом и жилыми домами.

Матросы уговаривали капитана отправиться в Вест-Индию, чтобы пожить в свое удовольствие, тратя деньги, награбленные на индийском корабле. Они никак не могли привыкнуть к мирной жизни на Мадагаскаре, при том им было известно, что из Англии посланы две карательные экспедиции — найти и наказать Джона Эйвери и его команду.

Эйвери и сам был не прочь переменить образ жизни. В 1695 году «Феней» покинул (как позже выяснилось, навсегда) гостеприимные мадагаскарские берега и взял курс в Карибское море. В районе Кейптауна фрегат повстречал английскую эскадру. Эйвери не подчинился приказу спустить паруса и лечь в дрейф. Он решил не вступать в бой и, пользуясь преимуществом в скорости, оторвался от погони и скрылся.

Осенью он объявился на Багамских островах. Его матросы, продав свою добычу, разбрелись кто куда. Некоторые остались на Багамах, другие подались на Ямайку, третьи снова занялись пиратским промыслом. Эйвери на вырученные деньги купил бриллианты, изумруды и другие камни, которые высоко ценились у него на родине. Фрегат он также продал, так как собрался окончательно покончить с разбоями и вернуться в Англию.
Официальный Лондон продолжал поиски неуловимого пирата, наведшего ужас на всю Индию. Нескольких моряков из команды Эйвери схватили и повезли на суд в Англию.
Представители Ост-Индской компании сообщали в Бомбей и Каликут радостные вести: пойманы сподвижники Эйвери, их ждет суровая кара. Скоро и до самого Эйвери доберемся!

Длинного Бена искали повсюду. Губернаторы североамериканских провинций и островов Вест-Индии получили приказ приложить все усилия для поимки Эйвери. В самой Англии полицейские были подняты на ноги. «Эйвери не осмелится появиться в Британии, а если он здесь окажется — ему не улизнуть!» — уверяли в Лондоне.
Между тем Джон Эйвери, несмотря на все попытки его поймать, все же добрался до Британии. Дальнейшая судьба его неизвестна. Одни утверждали, что он снова вышел в море и погиб в одном из сражений. Другие говорили, что он спокойно прожил свою жизнь и умер глубоким стариком.

Это интересно!

Великие Моголы правили Индией в 1526-1858 годах. Основателем династии считается Барум, а самыми знаменитыми Великими Моголами были Шах-Джахан, Акбар и Аурангзеб. Когда в 1803 году в результате долгой войны Великобритания захватила столицу Индии Дели, Великие Моголы номинально продолжали считаться индийскими царями и далее получали от Британской империи пенсию. В 1858 году династия Великих Моголов была упразднена, а Индия стала колонией Великобритании.


















Пират Уильям Кидд


Самый знаменитый капитан


Одним из самых знаменитых пиратов был Уильям Кидд. Еще при жизни он стал героем морских песен и невероятных историй. «О, мое имя капитан Кидд, и я иду под парусами... Наделал я много скверных дел, и Божьи заповеди я преступил, когда я шел под парусами. О, я прикончил Уильяма Мура... И оставил его лежать в кровавой луже за много лиг от берега, когда я шел под парусами». Такие песни пели моряки в тавернах на берегу и на кораблях в открытом океане.

Но в жизни Уильям Кидд не был таким злодеем, каким его представляли современники. Многие уверены, что он стал пиратом волей обстоятельств, а не по зову сердца. Родился он в 1645 году в Шотландии в местечке Гринок в семье пастора. Но удел священника был не для Уильяма, и с самого детства он решил стать моряком. Почти тридцать лет он ходил под парусами в Карибском море и водах Северной Атлантики, командовал торговыми судами, занимался каперством. Но никогда ему в голову не приходило пренебречь патентом и начать грабить корабли. Он был честным капером и останавливал только суда тех стран, с которыми воевала Англия. К 1696 году Уильям Кидд женился на богатой вдове и приобрел в Нью-Йорке дом. Он слыл добропорядочным семьянином, его знали как решительного и опытного капитана. У Кидда имелся обширный круг знакомых среди моряков по всей Северной Атлантике.

Губернатором НьюЙорка, Массачусетса и НьюТэмпшира стал лорд Белламонт. Но он не спешил принять должность и жил в Лондоне. Фактическим правителем Новой Англии оставался бывший губернатор полковник Бенджамен Флэтчер. Человек этот был удивителен тем, что, занимая высокий пост, не гнушался сотрудничать с пиратами, которые щедро отстегивали ему львиную долю добычи. Флэтчер, не таясь, продал судно, преподнесенное ему пиратами в качестве подарка-взятки, хвалился золотом из Аравии и драгоценными камнями, подаренными его другом-пиратом Томасом Тью.

Правление охочего до денег губернатора закончилось тем, что на него донесли, и английское правительство решило заменить полковника графом Белламонтом. Впрочем, другие губернаторы Атлантического побережья Новой Англии также не отличались суровыми действиями по отношению к пиратам. Морским разбойникам жилось здесь вольно и вольготно. Некоторые градоначальники в открытую приглашали пиратов продавать награбленное в его городе, а губернатор Филадельфии даже выдал дочь замуж за пирата.

В это время Индийский океан был наводнен пиратами из Карибского моря. Искателей приключений манили сюда слухи о невиданных богатствах Востока. Они не разбирались, каким странам принадлежат суда, и грабили всех без разбору. Такие действия грозили нарушить торговые отношения между Англией и Индией. Требовалось уничтожить пиратов, но Англия была втянута в войну с Францией, и средств для посылки сильной эскадры у нее не было.

Многие предприимчивые люди предлагали правительству свои услуги, надеясь отхватить в итоге приличный куш от индийских богатств. На встречу с графом Белламонтом из Нью-Йорка прибыл дворянин по имени Ливингстон. Он возглавлял преступную группу, которая соперничала с людьми Флэтчера. Ливингстон уговорил графа выделить деньги, чтобы послать в Индийский океан судно, ведомое опытным капитаном. Белламонт согласился.

Важные люди партии вигов — первый лорд адмиралтейства Эдвард Рассел, хранитель королевской печати Джон Самерс, государственный секретарь граф Ромни — организовали товарищество, которое должно было получить всю прибыль от экспедиции. Целью похода был также захват встреченных французских кораблей.

Капитан Уильям Кидд как нельзя лучше подходил для задуманной экспедиции. Опытный моряк, смелый и решительный, он мог принести пайщикам большие доходы. Вырученные деньги должны были распределиться обыкновенным способом, как водилось в то время, — половина награбленного доставалась организаторам плавания, 10 процентов — королю, 15 — самому Кидду, а 25 — команде.

Капитан Кидд получил два патента. Один из них был подписан Вильгельмом III, «милостью Божьей королем Англии, Шотландии, Франции и Ирландии, защитником веры». «Верноподданному и возлюбленному капитану Уильяму Кидду» поручалось преследовать «пиратов, флибустьеров и пенителей морей». Другим патентом разрешалось пленять французские суда.

В мае 1696 года 34-пушечный корабль «Эдвенчер» («Приключение») покинул Плимут. Едва он вышел в устье Темзы, как его остановил королевский фрегат «Дюшес». Капитан судна приказал своим офицерам отобрать из команды Кидда матросов. Таким образом тогда набирались рекруты во флот.

Дальше капитан Кидд продолжил плавание, имея на борту всего половину экипажа. Переход через Атлантику оказался не самым трудным, тем более, что Кидду удалось захватить французский корабль. В Нью-Йорке капитан Уильям продал его и на вырученные деньги набрал в портовых трактирах еще 70 человек команды. Но это были уже не опытные матросы, а случайные люди, бандиты и авантюристы.

6 сентября «Эдвенчер» отплыл к берегам Африки. Прежде всего он зашел на Мадейру и на острова Зеленого Мыса, чтобы пополнить запасы продовольствия и пресной воды. У южного побережья Африки Кидд встретил корабль адмирала Уоррена. Последний сообщил в адмиралтейство, что поведение Кидда ему не понравилось и показалось странным: «Эдвенчер» попытался уклониться от встречи с адмиральским судном. После этого о капитане Кидде два года не было никаких известий.

Это интересно!

В Англии XVII века капитаны обычно не доверялись первым встречным, когда шло укомплектование команды на военный корабль. "Кандидату в матросы" следовало представить множество разных рекомендаций, своеобразных "анкет", пройти через сито испытательных "Тестов". Отбирались действительно самые умелые, трудолюбивые и терпеливые. Будущий моряк должен был быть не моложе 18 лет, веровать в Бога, слыть добрым христианином и славиться добропорядочным поведением.





Пират поневоле


А Кидд был на Мадагаскаре. Здесь уже несколько лет у пиратов имелась база. Они отдыхали на острове после разбоев, залечивали раны, ремонтировали корабли. Но Кидд не обнаружил здесь никаких пиратов. «Лорд Белламонт ждет от меня денег, и, чтобы добыть их, мне не остается ничего другого, как самому стать пиратом», — думал Кидд.

Команда требовала останавливать любое встреченное судно, неважно, будет оно пиратским или торговым, и грабить его. Матросы изнывали от вынужденного безделия, у бывших пиратов буквально чесались руки. Заводилой бунта выступал главный канонир Уильям Мур.

«Эдвенчер» направился к малабарскому побережью. Запас продуктов кончался, а от недоброкачественной воды на борту вспыхнула холера. Болезнь унесла почти треть команды. Матросов хоронили в море, даже не завязывая в мешки, как это было принято. На всех мешков не хватило.

Чтобы добыть продукты, «Эдвенчер» бросил якорь в бухте города Ходейда. В небольшой пристани стояло всего два корабля, на которых не было пушек. На берег высадились вооруженные англичане, в руках у них — мушкеты. Уильям Кидд, понимая, что бесплатно их никто здесь не накормит, отдает приказ — отобрать силой.
Команда веселится — наконец-то можно наесться до отвала и напиться. «Эдвенчер» покидает бухту, но среди команды нет единства - одни хотят остаться в Ходейде и немного отдохнуть, другие настаивают на том, чтобы грабить корабли. Кидд выслушивает эти «советы» с грустным выражением лица. Он знает, что спорить с отъявленными головорезами бесполезно — его просто выкинут за борт. С другой стороны, в команде немного опытных мореходов, и поэтому настоящие пираты-заводилы понимают, что без Кидда управлять судном они не смогут. Заключается странный союз, в котором никто никому не мешает, и все делают то, что им хочется.

Кидд приказал держать курс в Красное море. Он рассчитывал, что его добычей станут арабские суда, которых было много в этих водах. Ему повезло — на горизонте замечены три небольших суденышка. «Эдвенчер» пустился в погоню. После короткой перестрелки англичане захватили суда. Это оказались арабские корабли, перевозившие благовония, кофе и перец.

После этого началось бесцельное крейсирование у малабарского побережья. Долгое время ни одного корабля. Продовольствие на исходе... «Капитан — неудачник! С ним мы ни чего не получим», — шептались в команде. Головорезам хотелось действовать. Но грабить было некого. А Уильям Кидд все время оправдывал себя, что на самом деле он не пират, просто вынужден мириться с подобными порядками на своем корабле. Да, впрочем, своим это судно он уже вряд ли мог назвать.

Одинокий «Эдвенчер», постоянно находившийся в открытом море, совершенно не походил на пиратские флотилии из 8-15 кораблей, у которых имелись базы на суше и постоянные места, где можно сбыть товары. Им не нужно заходить в «цивилизованные» порты, чтобы запастись провизией и водой.

У Кидда положение совсем другое. Он — отверженный. К нему нет доверия ни со стороны пиратов, ни со стороны индийских властей. Морские разбойники наслышаны о цели его плавания — превратить Индийский океан в мирное море — и стараются укрыться в надежном месте. В Индии к нему относятся как к двойственной фигуре и приписывают прегрешения других пиратов. «Джентльмены удачи», ограбив очередное судно, во всеуслышание заявляют, что сделал это «шкипер Кидд». Таким образом можно насолить капитану из Лондона, а заодно снять с себя ответственность.

Растерянный и мучимый угрызениями совести, Кидд пишет письма в Каликут английскому фактору, в которых уверяет, что никаких дурных намерений не имеет, задачей его по-прежнему остается преследование пиратов и все, что ему нужно, — это продовольствие и только продовольствие. Если прикажут расплатиться — Кидд за все заплатит, лишь бы «Эдвенчеру» разрешили пристать в каком-нибудь индийском порту.

Матросы уже давно не ощущали под ногами твердую землю, они устали, а потому озлоблены. Человек пять сколачивают плот и тайно покидают «Эдвенчер». Оставшиеся открыто выражают свое недовольство капитаном, и от расправы Кидда нередко спасает только преданность боцмана Джонсона.

Однажды Кидд стоял на мостике, а по палубе расхаживал главный канонир Уильям Мур. Завязалась перебранка: Кидд обвинил в чем-то Мура, тот грубо ответил. Взбешенный Кидд схватил дубовую бадью и швырнул ее в голову Мура. Бросок оказался на редкость точным — канонир упал на палубу, обливаясь кровью. Но даже расправа с главным канониром не вернула доверие команды. Кидд перестал быть капитаном — все решала матросская братия.

В Европе произошли большие изменения. Закончилась война. Подписан Рисвикский мир. Английские власти получили возможность заняться своими делами в других точках земного шара. По Лондону ползли слухи, что Кидд стал пиратом, что он не борется с морскими разбойниками, а потакает и дружит с ними. Партия тори — политические противники вигов — не замедлила обвинить в злодеяниях Кидда лорда Рассела и его товарищей. Оппозиция требовала у правительства изыскать средства и послать в Индийский океан военную экспедицию для расправы с пиратами.

Король подписал указ, в котором прощал всех пиратов, сдавшихся властям до апреля 1699 года. И только двух людей монарх не мог помиловать — Джона Эйвери и Уильяма Кидда. Для поиска и уничтожения разбойников был послан целый флот под командованием адмирала Уоррена. Он сумел завоевать доверие правительства своей безукоризненной репутацией и непримиримым отношением к пиратам.

У Уоррена четыре хороших корабля. Его флотилия подходит к Мадагаскару, и начинаются переговоры с береговыми разбойниками. Многие соглашаются сдаться в руки правосудия. Другие пираты поступают так же, как Кидд — они просто уходят в открытое море, ожидая, когда эскадра Уоррена покинет Мадагаскар.

Тропический климат подорвал здоровье Уоррена. Он заболел лихорадкой и вскоре умер. Адмиралом стал капитан Литтлтон. Он решил действовать еще жестче, чем предшественник. Литтлтон узнал, что капитан одного из судов проникся пиратскими настроениями и собрался захватить судно. Мятежного капитана немедленно арестовали.

Между тем Кидд 27 ноября пленил судно «Мэйден», шедшее под индийским флагом. Капитаном на нем был англичанин Паркер. Пираты вынудили его перейти на «Эдвенчер» штурманом. Однажды на горизонте показались паруса большого корабля. Кидд велел поднять французский флаг и подойти к нему. Последовал предупредительный выстрел. Судно спустило флаг и легло в дрейф. Это был «Кедах Мерканте» («Кедахский купец») — корабль водоизмещением 500 тонн. Он направлялся из Бенгалии в Сурат и принадлежал индийским и армянским купцам.

Груз корабля оказался просто сказочным: сахар, шелк, драгоценности, золото — всего на сумму более 10 тысяч фунтов стерлингов. Пираты выносили из трюмов награбленное и складывали у мачты. Экипаж корабля, как обычно в таких случаях, ожидал конца грабежа, сидя в трюме. А пираты выкатили на палубу бочку с вином и начали дележку сокровищ.

Пираты погрузили добычу на свое судно, экипаж «Кедах Мерканте» высадили на берег, а сам корабль увели в качестве приза.

Взбешенный потерей корабля, Великий Могол отдал приказ правителям прибрежных городов, чтобы они взяли выкуп со всех купцов — французских, голландских и английских. Голландцы и французы пытались протестовать, доказывая, что виноваты британцы, но Великому Моголу было все равно. Он хотел гарантии безопасности своим кораблям. Разбираться, под каким флагом в действительности ходят пиратские суда, ему не хотелось.

Разделив добычу, Кидд приказал держать курс к Мадагаскару. На острове он встретил пиратов, которых знал еще по Нью-Йорку. Он сообщил о своей миссии и королевском указе, но тут же успокоил «коллег», что арестовывать их не собирается, потому что понял всю прелесть вольного промысла и сам стал «джентльменом удачи».

Вожака пиратов Каллифорда Кидд знал еще по Нью-Йорку и пригласил его на свой корабль. Они распили бутылку вина, вспоминая прошлое. До утра захмелевшие пираты горланили песни. Кидд поклялся Каллифорду в вечной дружбе и подарил ему якорь и два орудия со своего корабля. Каллифорд в долгу не остался — на следующий день Кидд получил продовольствие и смог набрать пресной воды.

Позднее, когда на Мадагаскар прибыла эскадра Литллтона, Каллифорд, желая получить оправдание у английских властей и надеясь на королевскую амнистию, «сдал» Кидда, рассказав, какие у него корабли и куда он направился.
Остров Мадагаскар в конце XVII — начале XVIII века обживали не только французские колонизаторы. По соседству с деревнями мальгашских племен расположились многочисленные поселения пиратов. Некоторые из таких городков больше напоминали крепости — с моря их защищали пиратские флотилии, а с суши — бастионы с корабельными пушками.

Корсар Джон Про, устав от бесконечных разбоев, поселился на Мадагаскаре, основал городок Сент-Мари и стал разводить коров и прочую живность. В итоге он стал главным «снабженцем» береговых пиратов, от него они получали свежее мясо, зерно и другие продукты земледелия.

Еще одним опорным пунктом морских разбойников стала укромная бухта Носси-Бе, которая вскоре превратилась в настоящую военно-морскую базу. В последующие века эскадры разных стран мира отдыхали в этой бухте. Так было и в Первую мировую, и в русско-японскую войны.
Частенько в Носси-Бе бросали якорь не только военные корабли, но и суда торговцев с североамериканского побережья Атлантики. Пираты, не таясь, перепродавали им награбленное. В итоге оставались довольны и те, и другие.

Это интересно!

Абордажная сабля отличалась от обычной тем, что была немного тяжелее и длиннее (буканьеры рубились саблями с метровым клинком). Короткие сабли использовались на кораблях английского морского флота до 20-х годов XX века. Заостренный конец сабли и ее изгиб позволяли наносить как колющие, так и режущие удары.

Заложник большой политики


«Эдвенчер» не годился для дальнейшего плавания. Груз и пушки перевезли на «Кедах Мерканте». Многие из команды Кидда перешли к мадагаскарским пиратам, считая, что с ними можно будет заняться настоящим «делом». Но большинство осталось с Киддом, так как собирались вскорости вернуться в Америку и прокутить награбленные деньги с присущим разбойникам размахом.

Кидд отправился к Зондским островам, но и там ему не удалось захватить ни одного судна. В дальнейшем некоторые капитаны встречали корабль, похожий на «Кедах Мерканте», у Цейлона, в Мозамбикском проливе.
Считая, что он добыл для своих хозяев достаточно богатств, Уильям Кидд решил возвратиться. Уже в Вест-Индии он узнал, что объявлен преступником. Но Кидд верил лорду Белламонту и рассчитывал на лучшее.

На Антильских островах Уильям Кидд встретил знакомых пиратов из «берегового братства». Они посоветовали ему не возвращаться домой, а где-нибудь укрыться. Все «джентльмены удачи» были наслышаны о знаменитом капитане Кидде. Одни злобно завидовали его славе и всячески желали его погибели, другие искренне пытались ему помочь.

В ближайшем порту Кидд продал «Кедах Мерканте», распустил команду, а сам днями просиживал в таверне, слушая разговоры моряков. Он уже подумывал о том, чтобы нанять корабль и снова уйти в Индийский океан, как получил послание от лорда Белламонта.

«Милый друг, — писал Белламонт, — я совершенно не верю тем грязным сплетням, которые распространяются про вас по всему Североатлантическому побережью. С нетерпением жду момента, когда снова смогу видеть и разговаривать с вами. Без опаски приезжайте, здесь вы найдете только верных друзей».

Кидд клюнул на эту наживку. По прибытии в НьюЙорк Кидд поспешил послать жене губернатора богатый подарок. Самому Белламонту он направил подробный письменный отчет о своем плавании.

Губернатор имел на руках приказ арестовать Кидда. Но Белламонт не решался схватить знаменитого пирата, ведь он обещал Кидду, что тот останется на свободе. И все же губернатор нарушил данное слово и подписал ордер на арест Кидда. Восемь месяцев бывший корсар провел в Нью-Йоркской тюрьме. В Лондоне решали, что делать с Киддом. Уильям слишком много знал. Высокие лорды адмиралтейства сошлись во мнении, что Кидда надо судить в Англии показательным судом.

Капитана в кандалах отправили в Англию. Там, сидя в Нью-Гейтской крепости, он еще год ожидал суда. К нему постоянно наведывались доверенные лица лордов, напоминая, что лучше держать язык за зубами и никого не выдавать. Вместе с капитаном перед судом предстали еще одиннадцать членов экипажа «Эдвенчера». Против Кидда выступили два члена его команды, а также жена комендора Мура. Капитана обвинили в кровожадном пиратстве и убийстве.

Кидд оправдывался тем, что захваченные корабли шли под французским флагом. Если бы он доказал это, обвинение в пиратстве с него бы сняли. Но никакие документы на суде не фигурировали. Могущественные покровители капитана, включая лорда Белламонта, хранили трусливое молчание. Их имена даже не упоминались. До самого последнего дня Кидд верил, что «компаньоны» вынут его из петли. Он никого не выдал, и политическая репутация лордов адмиралтейства была спасена.

Все, что награбил капитан, было продано на аукционе за 6472 фунта стерлингов. Эти деньги королева Анна передала Гринвичской больнице на лечение моряков-инвалидов. Кидда вместе с семерыми сообщниками обвинили в измене Англии, многочисленных морских разбоях и убийстве канонира Уильяма Мура.

23 мая 1701 года Кидда повесили на набережной Темзы, а затем облили тело смолой и обмотали цепями. В течение года труп не снимали, и капитаны проходивших мимо кораблей могли лицезреть, что бывает с теми, кто действует наперекор закону.

Это интересно!

Стволы корабельных пушек отливали из бронзы или стали и устанавливали на деревянный лафет. Лафет крепился к борту сложной системой канатов, чтобы уменьшить откат орудия. Пушка заряжалась с дульной стороны. Для этого орудие откатывали назад, забивали в ствол пороховой заряд и ядро, а затем снова закрепляли канатами.







Сокровища пиратов

 



Клад Уильяма Кидда


По Англии ползли слухи о невероятном богатстве Кидда. Людская молва присваивала пирату самые немыслимые преступления и злодеяния. Каждый следующий рассказчик увеличивал количество жертв Кидда и сумму награбленного им.
Сокровища Кидда до сих пор будоражат умы искателей кладов. Утверждают, что Уильям Кидд закопал свои богатства на островке Гардинер-Айленд под Нью-Йорком. По другой версии, Кидд спрятал сокровища на одном из островов Южно-Китайского моря. Ходят слухи и о том, что деньги, возможно, на Мадагаскаре.

Некоторые «знатоки» утверждают, что сундук с сокровищами откопали люди лорда Белламонта, губернатора Нью-Йорка, потому что Кидд рассказал ему, где нужно искать.

Еще один слух связывает сокровища Кидда с маленьким островом Оук у побережья Новой Шотландии.
В 1795 году трое мальчишек — Дэниэл Мак Гиннис, Джон Смит и Энтони Воон из городка Махон отправились на Оук на лодке. Остров был необитаем, и подростки разбрелись по берегу в поисках чего-нибудь интересного.
Неожиданно кто-то из них заметил корабельную снасть, которая болталась на ветке большого дуба. А под веткой в земле было небольшое углубление. Подростки решили, что под дубом зарыт клад, они стали палками раскапывать яму. Мальчишек ждала удача — на глубине полутора метров открылось перекрытие из камней. Их раскидали и обнаружили платформу из дубовых бревен, концы которых были прочно врыты в стенки шахты.

Кладоискатели очень устали, сил убрать тяжелые бревна у них не оставалось. Солнце уже садилось, и они покинули остров Оук, дав слово вернуться сюда. И в 1804 году бывшие подростки, а теперь уже взрослые люди появились на Оуке. Их сопровождали пятеро местных жителей. Уже после первых часов работы стало ясно, что в земле сокрыто нечто интересное. Через каждые три метра шахту перекрывали бревна или слои камней и гальки. На некоторых камнях были вырезаны загадочные надписи, которые никто не мог расшифровать.

Когда однажды утром рабочие пришли к месту раскопок, они обнаружили, что шахта глубже десяти метров затоплена водой. Попытались осушить ее — единственная помпа сломалась. Никто не понимал, что это за загадочная шахта, но многие догадывались, что на ее дне должны быть захоронены несметные сокровища. Не случайно шахту окрестили Денежной.

На следующий год на Оук прибыли новые кладоискатели. Не долго думая, они решили выкопать по соседству с Денежной шахтой еще один колодец, чтобы спустить воду. Так и сделали. Обе шахты соединили туннелем на глубине 30 метров. Вода ворвалась в соседнюю шахту с такой силой, что люди на дне ее едва не утонули. В Денежной шахте уровень воды не понизился, а в новом колодце он поднялся на такую же высоту. Если бы горе-копатели немного задумались и взглянули в сторону океана, они бы поняли, что вода поднялась в обоих колодцах на отметку уровня моря...

В 1845 году шестидесятилетний предприниматель Энтони Воон — последний из троицы мальчишек, обнаруживших на Оуке Денежную шахту, — организовал новую компанию по поиску сокровищ — «Синдикат Труро».
Воон заказал на материке буровую установку, которую установили над шахтой. Пройдя через платформу из еловых бревен толщиной 20 сантиметров, бур неожиданно провалился в пустоту. Сверло поочередно проходило сквозь дерево и слитки непонятного металла. На поверхность бур вернулся с неожиданной находкой — обрывком золотой цепочки. Кладоискатели решили, что в глубине золото. Ведь зачем складывать слитками, например, железо?

«Синдикат Труро» вел раскопки на Оуке с 1849 по 1865 год. Как-то раз бур в очередной раз подняли из шахты. Рабочий Джеймс Питбладо взял предмет, прилипший к буру, и положил себе в карман. Когда один из бурильщиков спросил, что он нашел, Питбладо ответил, что покажет предмет только на общем собрании директоров. Заинтригованный Воон немедленно собрал руководителей проекта, но Питбладо и след простыл. Он сел в лодку и уехал с острова. Через несколько лет кладоискатели узнали, что Питбладо намерен выкупить некоторые участки земли на Оуке. Но сделать этого ему не позволили. Потом говорили, что предмет, который бур извлек из Денежной шахты, был крупным бриллиантом.

Кладоискатели продолжали свою деятельность. Рядом с Денежной шахтой появилась еще одна, затем еще. Скоро шахт стало на острове так много, что пришлось присваивать им номера, чтобы не запутаться.
Вскоре один из рабочих упал в шахту. Выяснилось, что вода в колодце соленая. Оказывается, Денежная шахта соединяется с морем. Стали искать где. Расчистив на берегу песок и гальку, рабочие обнаружили слой кокосовой мочалки толщиной в 5 сантиметров, а ниже — слой водорослей в 10 сантиметров. Обнажились плоские камни, вбитые в прибрежный песок.

Строители шахты поступили очень мудро — на берегу, между отметками самого высокого прилива и самого низкого отлива, они устроили огромную «губку». Во время прилива «губка» насыщалась водой и наполняла ею сточный колодец, соединенный с Денежной шахтой наклонным подземным туннелем длиной 150 метров.

В последующие годы на Оуке одновременно работали до 60 человек. Ходили кругами 30 лошадей, приводя в действие помпы. Привезли более мощные паровые помпы, одна из них взорвалась. Механик погиб. Но руководители «Синдиката» не понимали, что море выкачать нельзя.
Как утверждает молва, сокровища острова Оук были найдены еще в 1860 году. Вечером рабочим удалось-таки откачать воду из Денежной шахты, и они отправились на материк. Когда утром они вернулись на Оук, выяснилось, что все члены дирекции покинули остров, прихватив с собой оборудование.

В 1894 году за поиски клада принялся страховой агент Фредерик Лиандер Блэр. Он всю жизнь посвятил попыткам найти сокровища, и лишь смерть в 1951 году прервала его поиски.
На страницах канадских газет публиковались отчеты с острова. На Оук регулярно ходили пароходы с желающими отыскать потерянные сокровища. К 1898 году на острове было вырыто уже 20 шахт. На южном берегу острова нашли треугольник из камней, острие которого указывало на Денежную шахту.

В XX веке поиски продолжались. На остров приезжали ясновидцы и колдуны. Но сокровищ не нашли. Среди местных жителей ходила легенда, согласно которой сокровище откроется, когда на Оуке срубят последние дубы. В 60е годы инженер Роберт Данфилд окончательно «перекопал» остров. Он соединил Оук с материком дамбой, пригнал сюда бульдозеры и экскаваторы. Последний дуб рухнул под ножом бульдозера, но остров своей тайны так и не открыл...

Почти два века кладоискатели ищут золото на острове Оук. В тридцатые годы писатель Гарольд Уилкинс опубликовал книгу «Капитан Кидд и его Остров Скелетов». В ней была напечатана карта острова, на котором знаменитый пират якобы спрятал свои несметные сокровища. Очертания острова и некоторые ориентиры оказались удивительно похожими на Оук.
Уилкинс сообщил, что карта, послужившая ему первоисточником, хранится у коллекционера Хуберта Пальмера. Пальмер вместе со своим братом собрали дома настоящий музей, посвященный пиратам прошлого. Особой любовью Пальмеров пользовался капитан Кидд. В нескольких личных вещах Кидда (стол, сундучок, коробка для ниток его жены) Хуберт открыл тайники, в которых находились карты. На них был начертан остров, окруженный коралловыми рифами. Указывались названия мысов, якорные стоянки. Поперек одной из карт пролегла нанесенная красными чернилами зигзагообразная линия с двумя красными крестами...

Неизвестно, кто нарисовал эту карту и кто зарыл на Оуке золото. Только в 1951 году рыбаки неподалеку от острова выловили бронзовую табличку с надписями «Уильям Кидд» и «Кедахский купец». «Кедахский купец» — это корабль с золотом, который в 1698 году захватил Кидд.

Сейчас большинство кладоискателей, ведущих поиски на Оуке, склоняются к тому, что сокровища на острове — пиратские. Кому же принадлежит оукский клад? Самая популярная личность в этом списке — капитан Кидд. За ним следует Генри Морган, захвативший в Панаме колоссальные ценности. Потом называют Черную Бороду, Неда Лоу и так далее...

Пиастры, пиастры, пиастры!

Во все времена пираты, чтобы спрятать захваченную добычу, закапывали ее в землю или укрывали в надежном месте. Пиратские клады овеяны романтическим ореолом. До сих пор не могут отыскать сокровища знаменитых капитанов Моргана, Кидда или Черной Бороды. Разбойник Левассер, когда его вели на виселицу, неожиданно кинул в толпу, собравшуюся перед эшафотом, свернутый лист пергамента. На нем были начертаны непонятные знаки.
- Прочитайте это, и вы станете обладателем несметных богатств! —успел крикнуть пират, перед тем, как веревка стянула его шею.
До сих пор клад Левассера не найден.

Великое множество затонувших судов покоится на дне океана. Ежегодно в мире тонет более 2 тысяч кораблей. Можно представить себе, какие сокровища содержат трюмы этих судов. Подсчитали, что только в 90-е годы нашего века водолазы подняли и зарегистрировали серебряных и золотых монет, колец, цепей и других вещей из драгоценных металлов более чем на 2 миллиарда долларов.

Сегодня подводные поиски ведут тысячи энтузиастов. Чтобы как-то упорядочить свою деятельность, они объединяются в клубы. Названия их временами весьма экзотичны: «Корпорация охотников за сокровищами», «Атлантическая подводная компания» и даже «Информационная служба затонувших сокровищ» с центром в Нью-Йорке. Цели этих обществ благородны — они стремятся научить своих членов правилам обращения с находками, потому что даже добросовестные любители по неведению наносят непоправимый вред археологическим ценностям. И еще клубы призваны помешать бурной деятельности контрабандистов. Первый закон против «подводных пиратов» был подписан еще министром финансов короля Людовика XIV в 1681 году.

В последние годы найдены несколько кораблей знаменитых пиратов. В 1980 году французские аквалангисты обнаружили фрегат Генри Моргана «Оксфорд», на котором 2 января 1669 года взорвалась крюйт-камера, и он пошел ко дну с большим грузом золота. Аквалангисты подняли на поверхность ценностей на несколько миллионов долларов.

В 1987 году Анри-Роже Лаудон, страстный охотник за сокровищами из Франции, наткнулся на корабль своего соотечественника — пирата Сюркуфа «Фудр». Бочонков с золотом на нем не оказалось, но, когда по огромному судовому якорю случайно прошлись напильником, он заблестел. Оказалось, что якорь, который весил 470 килограммов, был отлит из сплава золота и серебра.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: