1.Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр. 124-130) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Оценка рациона питания взрослого населения. Характеристика основных лечебных диет»:
1.Понятие о рациональном питании, требования к рационам питания.
2.Гигиенические требования к сбалансированности питания.
3.Режим питания, его гигиеническое значение. Требования к режиму питания различных групп населения.
4.Принципы физиологического нормирования питания.
5.Методы изучения и оценки адекватности питания населения.
6.Методика составления меню-раскладки и расчета по ней калорийности и содержания питательных веществ.
7.Оценка количественного и качественного состава пищевого рациона в соответствии с суточными энерготратами.
8.Какие болезни недостаточного и избыточного питания Вы знаете?
9.Охарактерезуйте значение жиров в организме человека.
10.Охарактерезуйте значение углеводов в питании человека и животных.
11.Изложите классификацию витаминов.
12.Какие витамины относятся к водорастворимым?
13.Какие витамины относятся к жирорастворимым?
14.Что относят к витаминоподобным веществам?
15.Какие патологические состояния могут возникать при избыточном или недостаточном поступлении витаминов с пищей?
16.Охарактеризуйте значение минеральных веществ в организме человека.
17.Дайте характеристику биологически активным добавкам, пищевым добавкам и генетически модифицированным продуктам.
18.Что включает безопасность пищевых продуктов?
2.Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания:
Задание 1
Возможна ли оценка рациона питания больных?
1. Возможна.
2. Можно рассчитать только калорийность рациона.
3. Можно определить только содержание в рационе белков, жиров, углеводов.
4. Можно определить только содержание в рационе минеральных солей, витаминов.
5. Нельзя оценить рацион питания из-за отсутствия веса продуктов.
Задание 2
Режим питания фельдшера включает завтрак, обед и ужин с интервалом между завтраком и обедом 8 часов, обедом и ужином – 6 часов.
Оцените режим питания:
1. Оценить невозможно, не все показатели режима питания представлены.
2. Режим питания рациональный.
3. Кратность приема соответствует требованиям.
4. Интервал между завтраком и обедом допустимый.
5. Интервал между обедом и ужином допустимый.
Задание 3
В рационе калорийная квота белков составляет 11%, жиров 25%, углеводов 64%.
Оцените сбалансированность рациона.
1. Рацион не сбалансирован.
2. Снижена калорийная квота белков.
3. Повышена калорийная квота углеводов.
4. Снижена калорийная квота жиров.
5. Рацион сбалансирован по указанным питательным веществам.
Задание 4
В рационе питания учителя содержится 500 мг кальция и 1500 мг фосфора.
Оцените содержание и сбалансированность минеральных солей в рационе учителя.
1. Минеральный состав сбалансирован.
2. Содержание кальция соответствует потребности организма.
3. содержание фосфора соответствует норме.
4. Минеральный состав несбалансирован, снижено содержание кальция и повышено количество фосфора.
5. Повышено содержание кальция и снижено содержание фосфора.
Задание 5
В суточном рационе питания студента содержатся 30 мг витамина С. Студент жалуется на общую слабость, кровоточивость десен, в моче снижено содержание витамина С.
Предложите меры профилактики гиповитаминоза:
1. Закаливание организма.
2. Покрытие физиологической потребности организма в витамине С путем включения в рацион свежих овощей, фруктов.
3. Снижение нагрузки.
4. Включение в рацион питания мяса.
5. Включение в рацион сливочного масла.
Задание 6
В суточном рационе питания содержится 92 г белков, 90 г жиров, 390 г углеводов. Калорийная ценность рациона соответствует суточным энерготратам и составляет 2700 ккал.
Оцените сбалансированность рациона по содержанию белков, жиров, углеводов:
1. Не сбалансирован.
2. Повышено содержание жиров.
3. Повышено содержание углеводов.
4. Снижено содержание белков.
5. Сбалансирован по содержанию всех питательных веществ.
Задание 7
Суточные энерготраты рабочего составляют 3700 ккал. Рацион питания содержит: белков – 111 г, жиров – 110 г, углеводов –500 г.
Оцените адекватность питания.
1. Адекватное.
2. Калорийность рациона покрывает энерготраты.
3. Содержит достаточное количество жиров.
4. Содержит оптимальное количество углеводов.
5. Неадекватное, недостаток жиров и углеводов.
Задание 8
В суточном рационе питания работника умственного труда содержится 70 г белков, 150 г жиров, 500 г углеводов, кальция 800 мг, фосфора 1200 мг, витамина С – 80 мг.
Дайте рекомендации по рационализации питания.
1. Увеличить содержание белков.
2. Увеличить содержание кальция.
3. Увеличить содержание фосфора.
4. Снизить содержание жиров и углеводов.
5. Увеличить содержание аскорбиновой кислоты.
Эталоны ответов к заданиям 1 – 3; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 4. Остальные задания решите самостоятельно.
3.Выполните задания в тестовой форме. Затем студенты выполняют самостоятельную работу по оценке адекватности своего питания на примере ситуационных задач. Оценивается сбалансированность белков, жиров, углеводов, кальция и фосфора, производится оценка режима питания. Оформляется заключение с рекомендациями по оптимизации питания. Подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Логико-дидактическая структура темы:
«Изучение адекватности индивидуального питания в соответствии с суточными энерготратами»
| Адекватное питание |
| Понятие |
| Сбалансированное |
| Требования |
| Методы изучения и оценки адекватности питания |
| Лабораторный |
| Опросно-весовой |
| Анкетный |
| Расчетный по меню-раскладке |
| Методика расчета |
| Расчет калорийности и количества питательных веществ |
| Расчет соотношения питательных веществ, калорийной квоты |
| Оценка рациона питания |
| По калорийности |
| По количеству и сбалансированности питательных веществ |
| Оценка адекватности индивидуального питания |
| Оценка режима питания |
| Сопоставление с физиологической потребностью и нормами с учетом энерготрат |
| Рационам питания |
| Режиму питания |
| По пищевому статусу |
| Балансовый, бюджетный |
Приложение 2
Алгоритм оценки адекватности индивидуального питания
| Кратность приема пищи |
| Постоянство во времени приемов |
| Интервал между приемами |
| % распределе-ния калорийности по приемам |
| Оценка рациона питания |
| Составление меню-раскладки |
| Меню |
| Наименование продуктов, входящих в блюда и их вес |
| Раскладка продуктов с указанием питательных веществ, их количества |
| Определение показателей |
| Рациона |
| Режима питания |
| Калорийной ценности |
| Содержанию питательных веществ |
| Калорийной квоте |
| Сбалансирован-ности питатель-ных веществ |
| Сопоставление показателей |
| С физиологическими нормами потребности в витаминах, минеральных веществах |
| С энерготратами и физиологической потребностью в белках, жирах, углеводах |
| Оценка адекватности питания и разработка рекомендаций |
| Белков |
| Отдель-ных приемов и рациона в целом |
| Жиров |
| Углеводов |
| Витаминов |
| Моно-, ди-, полисахариды |
| Растительные/ животные |
| Минераль-ных солей |
| Белков |
| Жиров |
| Углеводов |
| Растительные/ животные |
| Белки |
| Жиры |
| Углеводы |
Приложение 3






