Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1. Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр. 159-166) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Оценка физического развития детей и подростков»:

1. Здоровье школьника как социально-биологическая категория.

2. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей и подростков (положительные и отрицательные).

3. Критерии распределения школьников по группам здоровья.

4. Понятие о физическом развитии школьников. Критерии определения гармоничности физического развития школьников по шкалам регрессии.

5. Понятие о биологическом возрасте. Критерии определения. Гигиеническое значение.

6. Понятие о «школьной зрелости». Критерии определения. Гигиеническое значение.

7. Методика определения группы здоровья школьника. Прикладное значение. Группы физического воспитания.

 

 

2.Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания:

3.Выполните задания в тестовой форме.

Задание 1.

       Наиболее точно характеризует уровень здоровья школьника:

1. Гармоничность физического развития.

2. Биологический возраст.

3. Наличие или отсутствие хронических заболеваний.

4. Иммунологическая резистентность.

5. Хронологический возраст.

Задание 2.

       При проведении медицинского осмотра в школе массу тела школьника измеряют:

1. Становым динамометром.

2. Напольными весами.

3. Медицинскими весами.

4. Динамометром.

5. Техническими весами.

Задание 3.

       Девочка 12 лет имеет рост + 0,6 σR, масса тела + 1,5 σR за счет жироотложения, окружность грудной клетки + 1,3 σR. Определите гармоничность физического развития:

1. Гармоничное.

2. Дисгармоничное.

3. Резко дисгармоничное.

4. Негармоничное.

5. Непропорциональное.

Задание 4.

Биологический возраст ребенка опережает хронологический на 10 месяцев. Выберите наиболее правильный вариант оценки биологического возраста:

1. Опережает хронологический.

2. Не соответствует хронологическому.

3. Соответствует хронологическому.

4. В пределах возрастной нормы.

5. Избыточный.

 

Задание 5.

По результатам углубленного медицинского осмотра ребенка установлено: гармоничное физическое развитие, биологический возраст соответствует хронологическому, хронические заболевания не выявлены, в течение года 5 раз болел респираторными заболеваниями. Определите группу здоровья:

1. Первая.

2. Вторая.

3. Третья.

4. Четвертая.

5. Пятая.

Эталоны ответов: 1 – 3; 2 – 3. Остальные задания решите самостоятельно.

 

4. Просмотрите видеофильм «» и ответьте на вопросы.

5. Демонстрация преподавателем методики оценки состояния здоровья школьника. Каждому студенту преподаватель дает ситуационное задание, содержащее минимальную информацию о состоянии здоровья ученика по результатам углубленного медицинского осмотра. На основании шагов алгоритмов студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями занятия и учатся формулировать врачебные заключения.

Согласно первого шага алгоритма определение группы физического развития школьника по шкалам регрессии (приложение 2) начинается с общего осмотра тела, выявления избыточного жироотложения.

Второй шаг этого алгоритма предусматривает измерение антропометрических показателей в соответствии с методиками Министерства здравоохранения. При этом стремятся все измерения проводить в утренние часы, т. к. в течение дня рост и масса тела могут существенно колебаться.

Третий шаг требует выполнения элементарных расчетов, позволяющих определить разницу между измеренными показателями и стандартными. При этом рост ребенка сравнивают со средним ростом детей соответствующей возрастно-половой группы, а массу тела и окружность грудной клетки - по строке таблицы шкал регрессий, соответствующей росту. При вычислении разницы важное значение имеет знак: минус - меньше стандарта, плюс - больше стандарта.

По четвертому шагу - производят деление полученной разницы на величину σR (обычно в таблицах шкал регрессий это - последнее число в колонках ). В зависимости от знака и значения полученного числа уровень развития антропометрического признака может быть низким (< -2 σR), ниже среднего (от -1 σR до -2 σR), средним (в пределах ± 1 σR), выше среднего(от +1 σR до +2 σR), высоким (>2 σR).

Пятый шаг алгоритма – это анализ полученных данных, комбинация которых позволяет отнести школьника к одной из трех групп физического развития (критерии указаны в алгоритмах).

На практических занятиях этот алгоритм используется при оценке физического развития мальчиков 17 лет.

В приложении 3 приводится алгоритм определения группы здоровья школьника.

Первый шаг – это комплексный медицинский осмотр с проведением антропометрических, лабораторных, инструментальных исследований и врачебным заключением.

Второй шаг предусматривает оценку биологического возраста, который может соответствовать или опережать хронологический, а может отставать от него более, чем на один год.

Третий шаг предполагает оценку физического развития школьника по отдельному алгоритму приложения 2.

Четвертый шаг – это решение вопроса о наличии или отсутствии функциональных отклонений или хронических заболеваний у ребенка. При этом также имеют в виду число острых заболеваний в течение года. Если школьник в течение года болел 4 и более раз, его относят к группе часто и длительно болеющих (ЧДБ) и рассматривают это как признак снижения резистентности (функциональное отклонение).

В пятом шаге алгоритма для детей, у которых установлены хронические заболевания или патологические состояния (например, посттравматический синдром), необходимо установить уровень компенсации заболевания. Для этого руководствуются специальными методическими рекомендациями Министерства  здравоохранения России.

В последнем, шестом шаге алгоритма, врач принимает решение об отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья (критерии вытекают из анализа функциональных связей данного алгоритма).

Приложение 1.

 

Схема структуры темы:

“Комплексная оценка

индивидуального здоровья детей и подростков

Понятие о здоровье человека


Наблюдение
 

Социальные условия
Образ жизни
Качество окружающей среды
Генетические факторы
Уровень развития лечебно-профилактической помощи
Наблюдение
Школьная зрелость
Профессиональ-ная ориентация
Факторы, определяющие уровень здоровья детей и подростков
Критерии здоровья
Группы здоровья
Гармоничность физического развития
Биологичес-кий возраст
Резистентность организма
Показатели функционального состояния
Наличие или отсут­ствие хронических заболеваний
Группы физичес-кого воспитания
Оздоровле-ние
Прикладное значение

 

 


Приложение 2.

АЛГОРИТМ

определения группы физического развития

школьника по шкалам регрессии

Внешний осмотр, оценка жироотложения и развития мышечной массы
Измерение антропометрических показателей
Сравнение измеренных показателей и стандартных (региональных)
Определение уровня развития каждогоантропометрического признака
Низкий < 2 бR
Ниже среднего От - 1 бR до -2 бR
Средний ± 1 бR
Выше среднего От + 1 бR до +2бR
Высокий > 2 бR
Определение групп физического развития
Рост любой, вес и окружность грудной клетки – средние, выше средних или высокие за счет мышечной ткани
Рост любой, вес и окружность грудной клетки ниже средних, или выше средних за счет жировой ткани
Рост любой, вес и окружность грудной клетки низкие или высокие за счет жировой ткани
Гармоничное физическое развитие
Дисгармоничное физическое развитие
Резко дисгармоничное физическое развитие

 


Приложение 3.

 

АЛГОРИТМ

комплексной оценки состояния здоровья

детей и подростков

Углубленный медицинский осмотр
Показатели физического развития
Соматоскопические
Антропометрические
Физиометрические зиометрические  
Клинические
Гармоничное физическое развитие
Дисгармоничное
Резко дисгармоничное
Уровень здоровья, биологический возраст
1 гр. здоровья
Все показатели в пределах возрастной физиологической нормы
2 гр. здоровья
Есть отклонения показателей от возрастн. физиологической нормы
3 гр. здоровья
Есть хронические заболевания в стадии компенсации
4 гр. здоровья
Есть хронические заболевания в стадии субкомпенсации
5 гр. здоровья
Есть хронические заболевания в стадии декомпенсации
Выводы и рекомендации по оздоровлению
Готовность к обучению в школе
Готов с 6 лет
Готов с 7 лет лет
Не может посещать школу
Группа физического воспитания
Основная
Подготовительная
Специальная

 


Приложение 4

МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАНИЯ

к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста

(извлечение из СанПиН 42-125-4216 –86)

1.Следующее заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

  1. инфекционный гепатит;
  2. пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;
  3. миокардит неревматический;
  4. ревматизм в активной фазе;
  5. менингит эпидемический, менингоэнцефалит;
  6. острые повторные длительно текущие респираторные заболевания;
  7. туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы);
  8. травматические повреждения ЦНС;
  9. болезни крови;
  10. тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.

2.Следующие хронические состояния и заболевания:

  1. задержка психического развития;
  2. задержка физического развития на год и более (длина тела по региональным стандартам меньше, чем М-2σ, постоянные зубы отсутствуют);
  3. остаточные явления органического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.)
  4. эпилепсия, эпилептиформный синдром;
  5. неврозы, неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.);
  6. эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.);
  7. миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0Д);
  8. гипертрофия миндалин III степени;
  9. аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;
  10. тонзиллит хронический (декомпенсированная форма);
  11. вегето-сосудистая дистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт.ст. и более);
  12. порок сердца ревматический или врожденный;
  13. хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года.);
  14. язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, хронический гастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частыми рецидивами);
  15. экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях);
  16. анемия (при содержании гемоглобина в крови 107 мг/л и менее);
  17. другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.

Приложение 5.

Региональные стандарты

антропометрических показателей мальчиков 17 лет

(шкалы регрессии)

Границы сигмальных отклонений

Рост, см

Вес, кг

Окружн. гр. клетки, см

– 1 σ + 1 σ – 1 σ + 1 σ

Низкие (от М –2 σ и ниже)

159 50,7 55,6 60,5 76,6 81,5 83,4
160 51,2 56,1 61,0 77,0 81,9 83,8
161 51,7 56,6 61,5 77,4 82,3 84,2

Ниже средних

(от М –1 σ до М –2 σ)

162 52,3 57,2 62,1 77,8 82,7 84,6
163 52,8 57,7 62,6 78,2 83,1 85,0
164 53,3 58,2 63,1 78,6 83,5 85,4
165 53,8 58,7 63,6 79,0 83,9 85,8
166 54,3 59,2 64,1 79,4 84,3 86,2
167 54,9 59,8 64,7 79,8 84,7 86,6

Средние (от М –1 σ до М +1 σ)

168 55,4 60,3 65,2 80,2 85,1 90,0
169 55,9 60,9 65,7 80,6 85,5 90,4
170 56,4 61,3 66,2 81,0 85,9 90,8
171 56,9 61,8 66,7 81,4 86,3 91,2
172 57,5 62,4 67,3 81,8 86,7 91,6
173 58,0 62,9 67,8 82,2 87,1 92,0
174 58,5 63,4 68,3 82,6 87,5 92,4
175 59,0 63,9 68,8 83,0 87,9 92,8
176 59,5 64,4 69,3 83,4 88,3 93,2
177 60,1 65,0 69,9 83,8 88,7 93,6
178 60,6 65,5 70,4 84,2 89,1 94,1
179 61,1 66,0 70,9 84,6 89,5 94,4
180 61,6 66,5 71,4 85,0 89,9 94,8
181 62,1 67,0 71,9 85,4 90,3 95,2

Выше средних
(от М +1 σ до М +2 σ)

182 62,7 67,6 72,5 85,8 90,7 95,6
183 63,2 68,1 73,0 86,2 91,1 96,0
184 63,7 68,6 73,5 86,6 91,5 96,4
185 64,2 69,1 74,0 87,0 91,9 96,8
186 64,7 69,6 74,5 87,4 92,3 97,2
187 65,3 70,2 75,1 87,8 92,7 97,6

Высокие

(от М +2 σ и выше)

188 65,8 70,7 75,6 88,2 93,1 98,0
189 66,3 71,2 76,1 88,6 93,5 98,4
190 66,8 71,7 76,6 89,0 93,9 98,8
174,45

63,38

87,54

± σ 6,48

5,86

3,8

R  

0,52

0,40

± σ R  

4,86

4,94

Приложение 6.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: