1. Изучите материалы учебника «Гигиена и экология человека» В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов (стр. 159-166) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Оценка физического развития детей и подростков»:
1. Здоровье школьника как социально-биологическая категория.
2. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей и подростков (положительные и отрицательные).
3. Критерии распределения школьников по группам здоровья.
4. Понятие о физическом развитии школьников. Критерии определения гармоничности физического развития школьников по шкалам регрессии.
5. Понятие о биологическом возрасте. Критерии определения. Гигиеническое значение.
6. Понятие о «школьной зрелости». Критерии определения. Гигиеническое значение.
7. Методика определения группы здоровья школьника. Прикладное значение. Группы физического воспитания.
2.Для проверки усвоения материала Вам предлагается решить следующие задания:
3.Выполните задания в тестовой форме.
Задание 1.
Наиболее точно характеризует уровень здоровья школьника:
|
|
1. Гармоничность физического развития.
2. Биологический возраст.
3. Наличие или отсутствие хронических заболеваний.
4. Иммунологическая резистентность.
5. Хронологический возраст.
Задание 2.
При проведении медицинского осмотра в школе массу тела школьника измеряют:
1. Становым динамометром.
2. Напольными весами.
3. Медицинскими весами.
4. Динамометром.
5. Техническими весами.
Задание 3.
Девочка 12 лет имеет рост + 0,6 σR, масса тела + 1,5 σR за счет жироотложения, окружность грудной клетки + 1,3 σR. Определите гармоничность физического развития:
1. Гармоничное.
2. Дисгармоничное.
3. Резко дисгармоничное.
4. Негармоничное.
5. Непропорциональное.
Задание 4.
Биологический возраст ребенка опережает хронологический на 10 месяцев. Выберите наиболее правильный вариант оценки биологического возраста:
1. Опережает хронологический.
2. Не соответствует хронологическому.
3. Соответствует хронологическому.
4. В пределах возрастной нормы.
5. Избыточный.
Задание 5.
По результатам углубленного медицинского осмотра ребенка установлено: гармоничное физическое развитие, биологический возраст соответствует хронологическому, хронические заболевания не выявлены, в течение года 5 раз болел респираторными заболеваниями. Определите группу здоровья:
1. Первая.
2. Вторая.
3. Третья.
4. Четвертая.
5. Пятая.
Эталоны ответов: 1 – 3; 2 – 3. Остальные задания решите самостоятельно.
4. Просмотрите видеофильм «» и ответьте на вопросы.
5. Демонстрация преподавателем методики оценки состояния здоровья школьника. Каждому студенту преподаватель дает ситуационное задание, содержащее минимальную информацию о состоянии здоровья ученика по результатам углубленного медицинского осмотра. На основании шагов алгоритмов студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями занятия и учатся формулировать врачебные заключения.
|
|
Согласно первого шага алгоритма определение группы физического развития школьника по шкалам регрессии (приложение 2) начинается с общего осмотра тела, выявления избыточного жироотложения.
Второй шаг этого алгоритма предусматривает измерение антропометрических показателей в соответствии с методиками Министерства здравоохранения. При этом стремятся все измерения проводить в утренние часы, т. к. в течение дня рост и масса тела могут существенно колебаться.
Третий шаг требует выполнения элементарных расчетов, позволяющих определить разницу между измеренными показателями и стандартными. При этом рост ребенка сравнивают со средним ростом детей соответствующей возрастно-половой группы, а массу тела и окружность грудной клетки - по строке таблицы шкал регрессий, соответствующей росту. При вычислении разницы важное значение имеет знак: минус - меньше стандарта, плюс - больше стандарта.
По четвертому шагу - производят деление полученной разницы на величину σR (обычно в таблицах шкал регрессий это - последнее число в колонках ). В зависимости от знака и значения полученного числа уровень развития антропометрического признака может быть низким (< -2 σR), ниже среднего (от -1 σR до -2 σR), средним (в пределах ± 1 σR), выше среднего(от +1 σR до +2 σR), высоким (>2 σR).
Пятый шаг алгоритма – это анализ полученных данных, комбинация которых позволяет отнести школьника к одной из трех групп физического развития (критерии указаны в алгоритмах).
На практических занятиях этот алгоритм используется при оценке физического развития мальчиков 17 лет.
В приложении 3 приводится алгоритм определения группы здоровья школьника.
Первый шаг – это комплексный медицинский осмотр с проведением антропометрических, лабораторных, инструментальных исследований и врачебным заключением.
Второй шаг предусматривает оценку биологического возраста, который может соответствовать или опережать хронологический, а может отставать от него более, чем на один год.
Третий шаг предполагает оценку физического развития школьника по отдельному алгоритму приложения 2.
Четвертый шаг – это решение вопроса о наличии или отсутствии функциональных отклонений или хронических заболеваний у ребенка. При этом также имеют в виду число острых заболеваний в течение года. Если школьник в течение года болел 4 и более раз, его относят к группе часто и длительно болеющих (ЧДБ) и рассматривают это как признак снижения резистентности (функциональное отклонение).
В пятом шаге алгоритма для детей, у которых установлены хронические заболевания или патологические состояния (например, посттравматический синдром), необходимо установить уровень компенсации заболевания. Для этого руководствуются специальными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения России.
В последнем, шестом шаге алгоритма, врач принимает решение об отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья (критерии вытекают из анализа функциональных связей данного алгоритма).
Приложение 1.
Схема структуры темы:
“Комплексная оценка
индивидуального здоровья детей и подростков ”
Понятие о здоровье человека |
Наблюдение |
Социальные условия |
Образ жизни |
Качество окружающей среды |
Генетические факторы |
Уровень развития лечебно-профилактической помощи |
Наблюдение |
Школьная зрелость |
Профессиональ-ная ориентация |
Факторы, определяющие уровень здоровья детей и подростков |
Критерии здоровья |
Группы здоровья |
Гармоничность физического развития |
Биологичес-кий возраст |
Резистентность организма |
Показатели функционального состояния |
Наличие или отсутствие хронических заболеваний |
Группы физичес-кого воспитания |
Оздоровле-ние |
Прикладное значение |
|
|
Приложение 2.
АЛГОРИТМ
определения группы физического развития
школьника по шкалам регрессии
Внешний осмотр, оценка жироотложения и развития мышечной массы |
Измерение антропометрических показателей |
Сравнение измеренных показателей и стандартных (региональных) |
Определение уровня развития каждогоантропометрического признака |
Низкий < 2 бR |
Ниже среднего От - 1 бR до -2 бR |
Средний ± 1 бR |
Выше среднего От + 1 бR до +2бR |
Высокий > 2 бR |
Определение групп физического развития |
Рост любой, вес и окружность грудной клетки – средние, выше средних или высокие за счет мышечной ткани |
Рост любой, вес и окружность грудной клетки ниже средних, или выше средних за счет жировой ткани |
Рост любой, вес и окружность грудной клетки низкие или высокие за счет жировой ткани |
Гармоничное физическое развитие |
Дисгармоничное физическое развитие |
Резко дисгармоничное физическое развитие |
Приложение 3.
АЛГОРИТМ
комплексной оценки состояния здоровья
детей и подростков
Углубленный медицинский осмотр |
Показатели физического развития |
Соматоскопические |
Антропометрические |
Физиометрические зиометрические |
Клинические |
Гармоничное физическое развитие |
Дисгармоничное |
Резко дисгармоничное |
Уровень здоровья, биологический возраст |
1 гр. здоровья |
Все показатели в пределах возрастной физиологической нормы |
2 гр. здоровья |
Есть отклонения показателей от возрастн. физиологической нормы |
3 гр. здоровья |
Есть хронические заболевания в стадии компенсации |
4 гр. здоровья |
Есть хронические заболевания в стадии субкомпенсации |
5 гр. здоровья |
Есть хронические заболевания в стадии декомпенсации |
Выводы и рекомендации по оздоровлению |
Готовность к обучению в школе |
Готов с 6 лет |
Готов с 7 лет лет |
Не может посещать школу |
Группа физического воспитания |
Основная |
Подготовительная |
Специальная |
|
|
Приложение 4
МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАНИЯ
к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста
(извлечение из СанПиН 42-125-4216 –86)
1.Следующее заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
- инфекционный гепатит;
- пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;
- миокардит неревматический;
- ревматизм в активной фазе;
- менингит эпидемический, менингоэнцефалит;
- острые повторные длительно текущие респираторные заболевания;
- туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы);
- травматические повреждения ЦНС;
- болезни крови;
- тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.
2.Следующие хронические состояния и заболевания:
- задержка психического развития;
- задержка физического развития на год и более (длина тела по региональным стандартам меньше, чем М-2σ, постоянные зубы отсутствуют);
- остаточные явления органического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.)
- эпилепсия, эпилептиформный синдром;
- неврозы, неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.);
- эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.);
- миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0Д);
- гипертрофия миндалин III степени;
- аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;
- тонзиллит хронический (декомпенсированная форма);
- вегето-сосудистая дистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт.ст. и более);
- порок сердца ревматический или врожденный;
- хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года.);
- язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки, хронический гастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частыми рецидивами);
- экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях);
- анемия (при содержании гемоглобина в крови 107 мг/л и менее);
- другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.
Приложение 5.
Региональные стандарты
антропометрических показателей мальчиков 17 лет
(шкалы регрессии)
Границы сигмальных отклонений | Рост, см | Вес, кг | Окружн. гр. клетки, см | ||||
– 1 σ | + 1 σ | – 1 σ | + 1 σ | ||||
Низкие (от М –2 σ и ниже) | 159 | 50,7 | 55,6 | 60,5 | 76,6 | 81,5 | 83,4 |
160 | 51,2 | 56,1 | 61,0 | 77,0 | 81,9 | 83,8 | |
161 | 51,7 | 56,6 | 61,5 | 77,4 | 82,3 | 84,2 | |
Ниже средних (от М –1 σ до М –2 σ) | 162 | 52,3 | 57,2 | 62,1 | 77,8 | 82,7 | 84,6 |
163 | 52,8 | 57,7 | 62,6 | 78,2 | 83,1 | 85,0 | |
164 | 53,3 | 58,2 | 63,1 | 78,6 | 83,5 | 85,4 | |
165 | 53,8 | 58,7 | 63,6 | 79,0 | 83,9 | 85,8 | |
166 | 54,3 | 59,2 | 64,1 | 79,4 | 84,3 | 86,2 | |
167 | 54,9 | 59,8 | 64,7 | 79,8 | 84,7 | 86,6 | |
Средние (от М –1 σ до М +1 σ) | 168 | 55,4 | 60,3 | 65,2 | 80,2 | 85,1 | 90,0 |
169 | 55,9 | 60,9 | 65,7 | 80,6 | 85,5 | 90,4 | |
170 | 56,4 | 61,3 | 66,2 | 81,0 | 85,9 | 90,8 | |
171 | 56,9 | 61,8 | 66,7 | 81,4 | 86,3 | 91,2 | |
172 | 57,5 | 62,4 | 67,3 | 81,8 | 86,7 | 91,6 | |
173 | 58,0 | 62,9 | 67,8 | 82,2 | 87,1 | 92,0 | |
174 | 58,5 | 63,4 | 68,3 | 82,6 | 87,5 | 92,4 | |
175 | 59,0 | 63,9 | 68,8 | 83,0 | 87,9 | 92,8 | |
176 | 59,5 | 64,4 | 69,3 | 83,4 | 88,3 | 93,2 | |
177 | 60,1 | 65,0 | 69,9 | 83,8 | 88,7 | 93,6 | |
178 | 60,6 | 65,5 | 70,4 | 84,2 | 89,1 | 94,1 | |
179 | 61,1 | 66,0 | 70,9 | 84,6 | 89,5 | 94,4 | |
180 | 61,6 | 66,5 | 71,4 | 85,0 | 89,9 | 94,8 | |
181 | 62,1 | 67,0 | 71,9 | 85,4 | 90,3 | 95,2 | |
Выше средних | 182 | 62,7 | 67,6 | 72,5 | 85,8 | 90,7 | 95,6 |
183 | 63,2 | 68,1 | 73,0 | 86,2 | 91,1 | 96,0 | |
184 | 63,7 | 68,6 | 73,5 | 86,6 | 91,5 | 96,4 | |
185 | 64,2 | 69,1 | 74,0 | 87,0 | 91,9 | 96,8 | |
186 | 64,7 | 69,6 | 74,5 | 87,4 | 92,3 | 97,2 | |
187 | 65,3 | 70,2 | 75,1 | 87,8 | 92,7 | 97,6 | |
Высокие (от М +2 σ и выше) | 188 | 65,8 | 70,7 | 75,6 | 88,2 | 93,1 | 98,0 |
189 | 66,3 | 71,2 | 76,1 | 88,6 | 93,5 | 98,4 | |
190 | 66,8 | 71,7 | 76,6 | 89,0 | 93,9 | 98,8 | |
174,45 | 63,38 | 87,54 | |||||
± σ | 6,48 | 5,86 | 3,8 | ||||
R | 0,52 | 0,40 | |||||
± σ R | 4,86 | 4,94 |
Приложение 6.