Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина

Дисциплина: Родная литература.

Тема 1.1. Общее понятие о предмете

Цель занятия: дать понятие ороли литературы в духовной жизни человека, показать связь литературного краеведения с общей историей русской литературы, учить понимать текст, делать краткие записи в разных формах.

Планируемые результаты:

предметные:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- понимание темы высказывания,

- умение строить высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал;

- умение учитывать соотношение основной и второстепенной информации

- умение выразительно читать и декламировать художественные поэтические произведения.

 личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

метапредметные:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция обзорная

План занятия:

1.Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

2.Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры.

Оснащение: доска, тетради, иллюстрации, раздаточный материал, портреты писателей, учебник, презентации: «Литературный Крым», «Литературные места Крыма»

Литература:

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.

2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО/под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.

3. А. Зинин, В.А.Сахаров. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса. Базовый уровень в 2 ч.-М.: ООО «Русское слово - учебник» 2014.

4. В помощь учителю: Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html

5. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/

6. Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/

   

                                      Содержание занятия.

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Родная (русская) литература– учебный предмет, освоение содержания которого направлено: на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы; на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений; на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления; на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста; на формирование потребности и способности выражения себя в слове. В цели предмета родная (русская) литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной (русской) культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения родной (русской) литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение родной (русской) литературы решает следующие образовательные задачи: осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений литературы своего народа; формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; формирование отношения к родной (русской) литературе как к особому способу познания жизни; воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; воспитание культуры понимания «иной» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование отношения к родной (русской) литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; обеспечение через чтение и изучение классических и современных литературных произведений культурной самоидентификации личности; осознание значимости чтения и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно и последовательно. Примерная программа по родной (русской) литературе строится с учетом традиций отечественной методики преподавания литературы, традиций научного анализа художественного текста, а также художественной интерпретации средствами различных видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений). Содержание программы по родной (русской) литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов, входящих в круг актуального чтения обучающихся, что способствует повышению интереса школьников к предмету и их мотивацию к чтению

Краеведение как наука, научная дисциплина и как отрасль гуманитарной практики несёт в себе значительный научно-прикладной и воспитательный потенциал: оно выполняет функцию культурологической адаптации людей. Нам представляется, что обучение краеведению должны проходить переселенцы в ту или иную местность из других государств (после распада СССР их много в каждом регионе РФ), приезжие из дальних местностей России, например, на работу, учёбу, чтобы уверенно чувствовать себя в культурно-бытовом пространстве принявшего их региона. Для этого им необходимо познакомиться с историей, культурой края – места нового проживания-пребывания, другими словами, пройти культурологическую адаптацию. Без этого невозможна их аккультурация, и они так и останутся чужаками, причем по своей собственной вине. Ведь в России, по В. И. Далю, так: «что край, то обычай, что народ, то вера, что купец, то и мера». Есть и выражение: «Что двор, то говор». Именно так, с помощью элементарных краеведческих познаний, можно приблизить переселенцев к культуре края, мягко «погрузить» их в новый быт, сблизить с местными жителями, помочь войти в их общность.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры). Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила краеведения.

Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.л.).

Из литературных материалов необходимо использовать, прежде всего издания, связанные с историей и археологией района, как например издания местных архивных комиссий, местных обществ по изучению истории, археологии, этнографии, старые и новые издания музеев, краеведных обществ и краеведных бюро, а также отчеты и монографии, касающиеся истории материальной культуры данной местности, изданные в центре. Очень обильный материал может быть найден во всевозможных статистических и экономических описаниях губерний и прочих материалах, издававшихся земствами.

Краеведение исторично, поскольку это история развития человеческого общества и природы в данной местности, на данной территории. Определённый факт может стать историческим по прошествии некоторого времени. Информацию о фактах прошлого дают источники.

Источник – всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изучать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной и духовной культуры.

Источники по своему характеру и содержанию разнообразны. Основные источники можно разделить на: вещественные (материальные), письменные, устные. Всего можно выделить шесть групп источников.

1. Археологические источники. Эта группа источников материальна и объективна. К ним относят поселения, погребения, клады, орудия труда, предметы быта, украшения и пр. На основе археологических источников воссоздают социально-экономическую историю эпох, которые не достаточно или совсем не освещены письменными источниками.

2. Этнографические источники. Этнография (от этнос и...графия), (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру. Основным объектом этнографического исследования являются этносы – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Этнография – это историческая наука, поэтому изучает этносы в их историческом развитии на всём временном протяжении истории человечества. Этнография, в отличие от истории, шире, так как изучает и историю дописьменных народов.

Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но её данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Историческая этнография (историческая примоэтнология) восстанавливала не только исчезнувшие первобытные социоисторические общества, но и минувшие этапы развития, продолжавших существовать этносов. В результате возникала возможность сравнить одни и те же первобытные и предклассовые общества на разных отрезках времени и проследить эволюцию их культуры и социальных отношений. Так этнография от исследования статики конкретных первобытных обществ перешла к изучению динамики их развития.

Заметную роль в развитии этнографии сыграл В.Н. Татищев. Именно он впервые попытался создать описание народов России и выяснить их происхождение. Он разработал программу сбора этнографических сведений, анкеты (вопросы истории народа, его происхождения, антропологического типа, рода занятий, прежнего образа правления, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т.п.).

Изучение этнографии русского народа началось позднее, чем изучение нерусского населения, что было вызвано потребностью управления и сбора налогов. Такая работа была начата только в конце XVIII в.

Этнографические источники разделяют на материальные и духовные. Материальные источники – объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные периоды. К ним относят: орудия труда; жилища и хозяйственные постройки; пищу (культурные растения и домашние животные); одежду; украшения; транспортные средства и пр. Духовные источники – выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.

Этнографические материалы – ценнейший источник изучения края, в том числе и тамбовского.

3. Памятники. К этой группе источников относят: памятники архитектуры и градостроительства, памятники культуры и искусства, исторические памятники, памятники природы.

Памятники архитектуры и градостроительства – это произведения строительного искусства, которые отражают в своей конструкции и декоративном оформлении развитие материального производства, эстетические воззрения своей эпохи. Объектами краеведческих исследований являются: деревянная и каменная архитектура, оборонное зодчество, культовые здания и гражданские сооружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: