Цель: учить находить рифму. Логопед
Шла коза по мостику
И виляла... (хвостиком).
Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К: И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я... (хоккей).
Хлоп — и конфета стреляет как пушка! Каждому ясно: это... (хлопушка).
Отгадай словечко
Цели:
— формировать умение производить звуковой анализ слов;
— упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.
Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и называния получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.
Речевой материал: сок, дом, лук, шар, гном, торт, шарф, танк, волк, слон, лиса, шуба, коза, роза, груша, кукла, домик, звонок, санки, ворона, помидор, матрешка, автобус, клубника, барабан, бабочка, пирамидка, Буратино.
Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.
Логопед. Выделите первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, увидите отгадку — картинку.
|
|
Собери слово
Цель: учить выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.
Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с наклеенными картинками.
Детям раздаются по одной большой карточке и несколько маленьких карточек.
44
Речевые игры и упражнения
Л
Логопед. Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок, на маленьких карточках. МАК: морковь, астра, кот. ШАР: шиповник, аист, рыба. ТОРТ: тыква, ослик, рыба, туфли. СЛОН: сыр, лук, овца, носок. ТРУБА: топор, ракета, улей, барабан, аист. ЛИМОН: лист, ива, мышка, оса, носорог. КЛУБОК: крокодил, лось, утка, барабан, окно, ключ. МАШИНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.
Закончи слово со звуком [т']
Цель: научить узнавать на слух и различать в словах звук [т'].
Логопед
У девочки Насти Собака рыжей масти, Пришел к ней как-то в гости С котенком мальчик Костя. Собаке Лайке тос.(ть) Принес большую кос. (тъ). Открыла Лайка иас.(тъ), Схватила косить,) и — шас. .(тъ) Под Настину крова.. (тъ), Чтоб кот не могдоста..^ть^. Собака: хрус. (тъ) да хрус. .(тъ), Но вдруг— какая грус ..(тъ) — Застряла в пасти кос. (тъ) И колет, словно гвоздь! Котенок крикнул: «Насыть,)! Раскрой собаке пас. ,(тъ)\» Схватил когтями с И спас собаку гос. .(тъ). Котенок, Костя, Настя — Сияют все от счастья! Весь день котенок Вася Учил собаку Насти: «Жадных, знай, никто не любит, Жадность, знай, тебя погубит!»
л
Библиотека Логопеда
45
Какая картинка в каждом ряду лишняя?
Цель: научить узнавать на слух и различать в словах звуки [р], [с], [б], [к].
Логопед. Обратите внимание на первые звуки. Радуга, рыба, грузовик, розы; заяц, слон, слива, сумка; барсук, тыква, барабан, батон; картина, краски, книга, гусь.
|
|
Закончи предложение с помощью слов-картинок со звуком [в]
Цель: учить узнавать на слух и различать в словах звук [в]. Логопед
Варя варит... (варенье). Ваня взял... (вафли). Клава вымыла... (вазу). Вася надел... (валенки). Валя вяжет... (варежки). Вышел на охоту... (волк). В море высокие... (волны). На воротах сидит... (ворона). На ветках чирикает... (воробей). Во ржи вырос... (василек). Возница взял в руки... (вожжи).
Найди сбежавший звук
Цель: определить первый звук в словах в собственной речи.
Речевой материал: стихотворение К.И. Чуковского.
Логопед читает стихотворение, в котором есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший» звук. За каждый правильно названный звук дается фишка. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
Логопед
Жил на свете человек,
Скрюченные..ожки (ножки),
И гулял он целый век
По скрюченной..орожке (дорожке).
46
Речевые игры и упражнения \f\
А за скрюченной рекой
В скрюченном..омишке (домишке)
Жили летом и зимой
Скрюченные..ышки (мышки).
И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные..олки (волки).
И была у них одна
Скрюченная..ошка (кошка),
И мяукала она,
Сидя у окошка.
Логопедическое лото
Цели:
— развивать фонематический слух;
— формировать умение правильно произносить звуки;
— совершенствовать звукобуквенный анализ слов. Оборудование: 48 карточек с предметными картинками,
8 карт со схемами слов.
Логопед (раздает восьмерым детям карты со схемами). Дети, назовите звуки, на которые вы будете подбирать картинки.
Расскажите, где находится звук в слове (в начале, середине, конце слова)?
Логопед поочередно показывает карточки с картинками.
Кому подходит картинка, назовите и возьмите ее себе. Выигрывает тот, кто правильно соберет карточку и сделает это быстрее других.
Назови первые звуки в словах
Цель: научить узнавать на слух первые звуки в словах. Логопед
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанишки).
Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка).
Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине).
л
Библиотека Логопеда
47
Клеить детские игрушки Поручается... (Андрюшке).
Со своим большим мешком Еле-еле шел... (пешком).
Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (зайчишку).
Говорит мартышка мышке:
— Я в гостях была у... (мишки).
И шалить без передышки
Целый день могли... (мартышки).
Живет на свете Саша. Во рту у Саши... (каша).
Сегодня все ликует... В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары).
Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбу у ребятишек Никому не нужно... (шишек).
Строители
Цели:
— научить определять количество звуков в словах, воспринимаемых на слух;
— развивать фонематический слух.
Оборудование: домики с разным количеством окошек (3, 4,5,6).
Речевой материал: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.
У детей несколько домиков с разным количеством окошек.
Логопед. Представьте, что вы — строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком.
48