Назови первый звук в рифмующихся словах

Цель: учить находить рифму. Логопед

Шла коза по мостику

И виляла... (хвостиком).

Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К: И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я... (хоккей).

Хлоп — и конфета стреляет как пушка! Каждому ясно: это... (хлопушка).

Отгадай словечко

Цели:

— формировать умение производить звуковой анализ слов;

— упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.

Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и назы­вания получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.

Речевой материал: сок, дом, лук, шар, гном, торт, шарф, танк, волк, слон, лиса, шуба, коза, роза, груша, кукла, домик, звонок, санки, ворона, помидор, матрешка, автобус, клубника, барабан, бабочка, пирамидка, Буратино.

Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.

Логопед. Выделите первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, увидите отгадку — картинку.

Собери слово

Цель: учить выкладывать слово по первым звукам на ма­леньких картинках.

Оборудование: большие раздаточные карточки с изображени­ем картинки, маленькие карточки с наклеенными картинками.

Детям раздаются по одной большой карточке и несколько малень­ких карточек.


44




Речевые игры и упражнения


Л


Логопед. Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок, на маленьких карточках. МАК: морковь, астра, кот. ШАР: шиповник, аист, рыба. ТОРТ: тыква, ослик, рыба, туфли. СЛОН: сыр, лук, овца, носок. ТРУБА: топор, ракета, улей, барабан, аист. ЛИМОН: лист, ива, мышка, оса, носорог. КЛУБОК: крокодил, лось, утка, барабан, окно, ключ. МАШИНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.

Закончи слово со звуком [т']

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах звук [т'].

Логопед

У девочки Насти Собака рыжей масти, Пришел к ней как-то в гости С котенком мальчик Костя. Собаке Лайке тос.(ть) Принес большую кос. (тъ). Открыла Лайка иас.(тъ), Схватила косить,) и — шас. .(тъ) Под Настину крова.. (тъ), Чтоб кот не могдоста..^ть^. Собака: хрус. (тъ) да хрус. .(тъ), Но вдруг— какая грус ..(тъ) — Застряла в пасти кос. (тъ) И колет, словно гвоздь! Котенок крикнул: «Насыть,)! Раскрой собаке пас. ,(тъ)\» Схватил когтями с И спас собаку гос. .(тъ). Котенок, Костя, Настя — Сияют все от счастья! Весь день котенок Вася Учил собаку Насти: «Жадных, знай, никто не любит, Жадность, знай, тебя погубит!»


л






Библиотека Логопеда


45




Какая картинка в каждом ряду лишняя?

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах зву­ки [р], [с], [б], [к].

Логопед. Обратите внимание на первые звуки. Радуга, рыба, грузовик, розы; заяц, слон, слива, сумка; барсук, тыква, барабан, батон; картина, краски, книга, гусь.

Закончи предложение с помощью слов-картинок со звуком [в]

Цель: учить узнавать на слух и различать в словах звук [в]. Логопед

Варя варит... (варенье). Ваня взял... (вафли). Клава вымыла... (вазу). Вася надел... (валенки). Валя вяжет... (варежки). Вышел на охоту... (волк). В море высокие... (волны). На воротах сидит... (ворона). На ветках чирикает... (воробей). Во ржи вырос... (василек). Возница взял в руки... (вожжи).

Найди сбежавший звук

Цель: определить первый звук в словах в собственной речи.

Речевой материал: стихотворение К.И. Чуковского.

Логопед читает стихотворение, в котором есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший» звук. За каждый правильно названный звук дается фишка. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.

Логопед

Жил на свете человек,

Скрюченные..ожки (ножки),

И гулял он целый век

По скрюченной..орожке (дорожке).


46


Речевые игры и упражнения                            \f\


А за скрюченной рекой

В скрюченном..омишке (домишке)

Жили летом и зимой

Скрюченные..ышки (мышки).

И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные..олки (волки).

И была у них одна

Скрюченная..ошка (кошка),

И мяукала она,

Сидя у окошка.




Логопедическое лото

Цели:

— развивать фонематический слух;

— формировать умение правильно произносить звуки;

— совершенствовать звукобуквенный анализ слов. Оборудование: 48 карточек с предметными картинками,

8 карт со схемами слов.

Логопед (раздает восьмерым детям карты со схема­ми). Дети, назовите звуки, на которые вы будете подбирать картинки.

Расскажите, где находится звук в слове (в начале, середи­не, конце слова)?

Логопед поочередно показывает карточки с картинками.

Кому подходит картинка, назовите и возьмите ее себе. Вы­игрывает тот, кто правильно соберет карточку и сделает это быстрее других.

Назови первые звуки в словах

Цель: научить узнавать на слух первые звуки в словах. Логопед

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему... (штанишки).

Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка).

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине).


л




Библиотека Логопеда


47


Клеить детские игрушки Поручается... (Андрюшке).

Со своим большим мешком Еле-еле шел... (пешком).

Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (зайчишку).

Говорит мартышка мышке:

— Я в гостях была у... (мишки).

И шалить без передышки

Целый день могли... (мартышки).

Живет на свете Саша. Во рту у Саши... (каша).

Сегодня все ликует... В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары).

Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбу у ребятишек Никому не нужно... (шишек).



Строители

Цели:

— научить определять количество звуков в словах, восприни­маемых на слух;

— развивать фонематический слух.

Оборудование: домики с разным количеством окошек (3, 4,5,6).

Речевой материал: рак, собака, кошка, муха, петух, коро­ва, карп, сорока, вол, жираф.

У детей несколько домиков с разным количеством окошек.

Логопед. Представьте, что вы — строители и сейчас бу­дете строить для слов улицу. Каждый дом для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком.


48





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: